УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Тудиярова С.В. Дело
№ 33-2556/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
26 июня 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Горбенок Людмилы Павловны на решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 28 марта 2018 года, по которому
постановлено:
В удовлетворении исковых требований Горбенок Людмилы
Павловны к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда
Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) о
признании решения незаконным, включении периодов прохождения службы по
контракту в страховой и общий трудовой стаж, перерасчете пенсии отказать.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Горбенок Л.П.,
поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Горбенок Л.П. обратилась в суд с указанным иском к ответчику
ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное), в обоснование
иска указав, что 19.09.2017 в связи с достижением пенсионного возраста она
обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
К заявлению приложила документы, подтверждающие наличие необходимого стажа
работы.
Однако при назначении пенсии и вынесении указанного решения
ответчиком в стаж не был включен период прохождения военной службы по контракту
в органах ***, продолжительностью с 01.01.1994 по 01.07.1999, что
подтверждается справкой, выданной Департаментом *** (***) ***. Таким образом,
из трудового стажа необоснованно был исключен указанный период трудовой
деятельности.
Просила признать решение ответчика от 25.09.2017 в части не
включения в страховой и общий трудовой стаж периода прохождения службы по
контракту в органах *** с 01.01.1994 по 01.07.1999 незаконным; включить
указанный период прохождения службы по контракту в страховой и общий трудовой
стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости; обязать
ответчика произвести перерасчет назначенной Горбенок Л.П. страховой пенсии по
старости с даты обращения за ее назначением с 19.09.2017.
Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Горбенок Л.П. не соглашается с
решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об
удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции
были неправильно применены нормы материального и процессуального права при
вынесении решения.
Полагает, что установленная истице в соответствии с
законодательными актами Р*** К*** выслуга лет уполномоченным органом Р*** К***,
в соответствии со ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и
государственного страхования сотрудников органов внутренних дел
государств-участников Содружества Независимых государств от 24.12.1993, должна
быть учтена ответчиком.
Считает ошибочным вывод суда о том, что нормы п.11
указанного Соглашения распространяют своё действие только на сотрудников
органов внутренних дел договаривающихся государств, поскольку в соответствии с
решением Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 13.05.2004
№01-1/7-03, подлежащим применению на территории РФ Соглашение о порядке
пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов
внутренних дел государств-участников Содружества Независимых государств от
24.12.1993 носит рамочный характер и закрепляет принцип юрисдикции государства
по вопросам пенсионного обеспечения сотрудников ОВД и их семей, на территории
которого эти лица проживают.
Так же полагает, что в условиях реформирования системы
органов внутренних дел, обязательства государств по пенсионному обеспечению
этих лиц сохраняются, ссылаясь в обоснование своей позиции на ст. 6 Соглашения
от 24.12.1993.
Настаивает на своих доводах относительно того факта, что
государствами, участвующими в соглашении, созданы необходимые правовые условия
для назначения и выплаты специальных пенсий лицам рядового и начальствующего
состава реформированных органов.
Ссылаясь на ранее сложившуюся судебную практику, указывает,
что на территории РФ действует единое правовое пространство и решение судов не
могут отличаться друг от друга.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в г.
Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) просит оставить решение суда
без изменения, отказать в удовлетворении жалобы в полном объёме.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о
месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не
явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным
рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
19.09.2017 Горбенок Л.П., *** г.р., обратилась в УПФ РФ в
г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении
страховой пенсии по старости.
Решением УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской области
(межрайонное) от 25.09.2017 № 1604 Горбенок Л.П. назначена страховая пенсия по
старости с 28.09.2017. При этом период прохождения военной службы по контракту
в *** с 01.01.1994 по 01.07.1999.
Не согласившись с решением ответчика в этой части, Горбенок
Л.П. обратилась в суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных
требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и
обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для
удовлетворения требований Горбенок Л.П., не установлено.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона № 400-ФЗ от
28.12.2013 «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры
Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным
законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 01.01.1993 по 31.12.1993
истица работала электромехаником группы правительственной связи С***.
С 01.01.1994 Горбенок Л.П. принята на действительную военную
службу по контракту в *** и назначена электромехаником по 3 т.р. группы
правительственной связи С*** с присвоением воинского звания «***».
С 01.01.1996 Горбенок Л.П. откомандирована в распоряжение С***
и исключена из списков личного состава.
С 01.08.1997 истица принята на военную службу в ***, с
01.07.1999 в соответствии с Законом Республики Казахстан «О всеобщей воинской
обязанности и военной службы», статьи 22 п.4 пп.2 (по сокращению штатов) ***
Горбенок Л.П. уволена с военной службы в запас Вооруженных Сил Р*** К***.
Пенсионное обеспечение граждан государств-участников
Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется Соглашением
от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества
Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», которым закреплены
основные принципы пенсионного обеспечения лиц, которые приобрели право на
пенсию на территории одного из государств - участников Содружества Независимых
Государств и реализуют это право на территории другого государства - участника
Соглашения. Российская Федерация является одной из сторон межгосударственного
Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992.
В соответствии со ст. ст. 1, 6 Соглашения от 13.03.1992 г.
пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и
членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории
которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников
соглашения производится по месту жительства.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 для
установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за
выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой
стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на
территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то
есть до 13.03.1992.
Согласно пункту 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004
№ 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц,
прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик
бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе
досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств -
участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный
на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от
13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах
работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16). Периоды работы и иной
деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах
работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа
устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства
Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют
граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным
законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим
Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста
60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
При определении права на страховую пенсию учитывается
страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность
периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и
уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также
иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности,
которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в
части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти
периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд
Российской Федерации.
В статье 12 указанного Федерального закона приведен перечень
иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и
(или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.
Подпунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами
работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного
Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также
другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации
от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной
службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Периоды,
предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том
случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или)
иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11
настоящего Федерального закона часть 2 статьи 12 ФЗ № 400-ФЗ).
Российская Федерация и Республика Казахстан являются
участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта
1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества
Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее Соглашение
от 13.03.1992).
Согласно преамбуле Соглашения от 13.03.1992 правительства
государств - участников настоящего Соглашения признают, что
государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении
нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их
территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и
реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
В силу ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение
граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей
осуществляется по законодательству государства, на территории которого они
проживают.
В ч. 1 и ч. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 закреплено, что
назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по
месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на
льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников
Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из
этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в
силу настоящего Соглашения.
Таким образом, рассматривая во взаимосвязи нормы Соглашения
от 13.03.1992 и нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, касающиеся
определения страхового стажа, и принимая во внимание приоритет норм Соглашения
от 13.03.1992 по отношению к нормам указанного Федерального закона, в целях
оценки пенсионных прав граждан, прибывших из государств - участников
Содружества Независимых Государств, в общий трудовой стаж могут включаться
наравне с периодами прохождения военной службы в Российской Федерации периоды
прохождения военной службы в Объединенных Вооруженных Силах Содружества
Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР.
Судом установлено, что при увольнении с военной службы в
запас Вооруженных Сил Республики Казахстан Горбенок Л.П. не обращалась за
назначением ей пенсии за выслугу лет, такая пенсия в Российской Федерации ей не
назначалась.
При таких обстоятельствах, с учетом наличия у Горбенок Л.П.
достаточного страхового стажа, приобретенного на территории Российской
Федерации, для назначения пенсии по законодательству Российской Федерации, и
назначения ей по достижении возраста 55 лет с 28.09.2017 пенсионным органом
пенсии по старости без учета периода прохождения военной службы в вооруженных
силах Республики Казахстан, районный суд правомерно отказал в удовлетворении
исковых требований Горбенок Л.П. о включения периода прохождения службы по
контракту в *** в период с 01.01.1994 по 01.07.1999 в страховой и общий
трудовой стаж.
Доводы апелляционной жалобы истицы о незаконности и
необоснованности решения суда основаны на неправильном толковании норм
материального и процессуального права и не опровергают правильность выводов
суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Указание в жалобе на судебные постановления, постановленные
судами иных регионов, во внимание не принимаются, поскольку такой источник
права как судебный прецедент в российской правовой системе отсутствует и
наличие судебных постановлений, по-иному разрешающих аналогичные споры, не могут
служить законным основанием для удовлетворения настоящего иска.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы суда
по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по
делу обстоятельствам и требованиям пенсионного законодательства при его
правильном толковании. Каких-либо нарушений норм процессуального права,
влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4
ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области
от 28 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Горбенок
Людмилы Павловны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: