УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Зобова Л.В.
Дело № 33а-2210/2018
А П
Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е
Н И Е
город Ульяновск 05
июня 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного
суда в составе:
председательствующего Полуэктова С.К.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,
при секретаре Щучкиной К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 02 марта 2018 года, по
которому постановлено:
административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по Ульяновской области к государственному казенному
учреждению здравоохранения «Областной клинический противотуберкулезный
диспансер», Министерству
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области,
Министерству финансов Ульяновской области о возложении обязанности по
соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и по
обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований
санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить частично.
Обязать государственное казенное учреждение здравоохранения «Областной
клинический противотуберкулезный диспансер» в срок в течение 1 года со дня
вступления решения суда в законную силу
обеспечить выполнение требований СанПиН 2.1.3.2630-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую
деятельность», а именно:
п.11.14, раздела 11 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 обеспечить
незамедлительное устранение текущих дефектов отделки стен, потолка, пола,
оконных рам (заделку трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся краски,
облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий, ликвидация протечек на
потолках и стенах, следов сырости, плесени): провести ремонт с устранением дефектов отделки стен, потолков,
пола и столярных изделий: в помещениях прачечной (кроме отделения сушки белья)
по адресу: г.Ульяновск, ул.К***, д.***, в помещениях палат и лечебных
кабинетов, ванных комнат хирургического отделения по адресу: г.Ульяновск, ***-й
проезд И***, д.***, в помещениях женского санитарного узла, ванной комнаты 5-го
легочно-терапевтического отделения; в помещениях палат, ванной комнате,
санитарных узлах 4-го легочно-терапевтического отделения, в помещениях ванных
комнат 2-го и 3-го легочных терапевтических отделений по адресу: г.Ульяновск,
ул.М***в, д.***;
п.8.8, раздела 8 СанПиН 2.1.3.2630-10: обеспечить замену изношенной
мебели с нарушенным гигиеническим покрытием в процедурном кабинете, палатах,
ванной комнате 5-го легочно-терапевтического отделения; ванных комнатах 2,3-го
легочно-терапевтических отделений по адресу: г.Ульяновск, ул.М***, д.***.
Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области
обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений
санитарно-эпидемиологического законодательства в государственном казенном
учреждении здравоохранения «Областной клинический противотуберкулезный
диспансер».
В удовлетворении административного иска к Министерству финансов
Ульяновской области о возложении обязанности по соблюдению требований
санитарно-эпидемиологического законодательства и по обеспечению финансирования
мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического
законодательства отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя государственного казенного
учреждения здравоохранения «Областной клинический противотуберкулезный
диспансер» - Ледяевой О.В., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области
(далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с
административным исковым заявлением к государственному казенному учреждению
здравоохранения «Областной клинический противотуберкулезный диспансер» (далее
ГКУЗ ОКПТД), Министерству
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о
возложении обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического
законодательства и по обеспечению финансирования мероприятий по устранению
нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование требований указал, что ГКУЗ
ОКПТД является некоммерческой организацией, учредителем и собственником
имущества учреждения которой является Ульяновская область. Полномочия и функции
учредителя учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. Целью создания
учреждения является оказание специализированной помощи больным туберкулёзом
лёгочной и внелегочной локализации.
ГКУЗ ОКПТД осуществляет медицинскую
деятельность по адресу: г. Ульяновск, ул.
К*** д.***, ул. М*** д.***, ***-й проезд
И*** д. ***.
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской
области в 2014 году была проведена плановая выездная проверка в отношении ГКУЗ
ОКПТД, в результате которой были
выявленные нарушения обязательных
требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», выдано предписание.
Начиная с 2014 года,
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области неоднократно проводились
внеплановые выездные проверки в отношении ГКУЗ ОКПТД по контролю за исполнением
выдаваемых предписаний об устранении выявленных нарушений требований
санитарно-эпидемиологического законодательства.
Требования
Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области ГКУЗ ОКПТД не исполнены.
Несмотря на
неоднократное привлечение ГКУЗ ОКПТД к
административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5, ст.6.4 КоАП РФ за невыполнение законных предписаний
должностного лица (органа), осуществляющего государственный надзор (контроль),
должных мер по исполнению требований об устранении нарушений
санитарно-эпидемиологического законодательства принято не было.
Истец просил обязать ГКУЗ ОКПТД в срок в
течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение требований СанПиН
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям,
осуществляющим медицинскую деятельность»; обязать Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия
Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению
нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ГКУЗ ОКПТД.
Судом к участию в деле в качестве соответчика
было привлечено Министерство финансов Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области выражает несогласие с состоявшимся судебным решением,
считая его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм
материального права и подлежащим отмене в части возложения обязанности на
Министерство по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений
санитарно-эпидемиологического законодательства в ГКУЗ «ОКПД». Указывает, что единственным источником дохода
учреждения, являющегося самостоятельным юридическим лицом, ввиду неоказания платных медицинских услуг
является бюджетное финансирование согласно. Все денежные средства, находящиеся
в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в
соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Считает, судом
неверно определен ответчик.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство финансов Ульяновской области просит решение
суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представители
Управления Роспотребнадзора по
Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области,
Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области, в суд не явились, о дне и времени
рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены.
Судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников
процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - это система
мер не только медицинского, но и политического, экономического, правового и
социального характера, осуществляемых органами государственной власти
Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.
В силу ст.
32 Федерального закона от 21.11.2011 №
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по
видам, условиям и форме оказания такой помощи (ч.1). К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная
медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том
числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая,
в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная
медицинская помощь.
Согласно
ст. 34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» специализированная медицинская помощь оказывается
врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение
заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и
послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных
медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь
оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Из
содержания ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что медицинская организация
обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в
том числе порядками
оказания медицинской помощи, и на основе стандартов
медицинской помощи.
В силу ст.
85 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» контроль в сфере охраны здоровья включает в
себя, в том числе: федеральный государственный санитарно-эпидемиологический
надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством
Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В
соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения
туберкулеза в Российской Федерации» оказание противотуберкулезной помощи
больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе
принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности в
объемах, предусмотренных программой
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ч. 1 ст. 8
Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения
туберкулеза в Российской Федерации» больные туберкулезом, нуждающиеся в
оказании противотуберкулезной помощи, получают
такую помощь в медицинских противотуберкулезных организациях, имеющих
соответствующие лицензии.
Из содержания ст. 1
Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» следует, что санитарно-эпидемиологические требования -
обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и
граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими
территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных
средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека,
угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются
государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими
нормативами (далее - санитарные правила),
а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции
процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации,
применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами,
принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими
регламентами.
В силу ст. 11
Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в
соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования
санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных
лиц;
разрабатывать и
проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать
безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а
также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и
товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке,
хранении, реализации населению;
осуществлять
производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных
исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических
требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве,
транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по
обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее
производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды
обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно
информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных
ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов,
создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
осуществлять
гигиеническое обучение работников.
В соответствии с п.
8.8, раздела 8 СанПиН 2.1.3.2630-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим
медицинскую деятельность», утвержденных
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 №
58, в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме
административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и
внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из
материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
Согласно п. 11.14
раздела 11, главы 1 СанПиН
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям,
осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58, устранение текущих дефектов отделки
(ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка
трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки,
дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.
Как установлено
судом, в ходе проверки Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области
деятельности в ГКУЗ ОКПТД выявлены
нарушения требований
санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: не проведение
незамедлительно устранения текущих
дефектов отделки стен, потолка, пола, оконных рам в зданиях учреждения,
а также наличие изношенной мебель с нарушенным гигиеническим покрытием.
Удовлетворяя
требования Управления Роспотребнадзора
Ульяновской области прокурора, суд пришел к выводу о наличии оснований для
возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по
устранению нарушений
санитарно-эпидемиологического законодательства в ГКУЗ ОКПТД.
Судебная коллегия
соглашается с данным выводом по следующим основаниям.
В соответствии
Уставом ГКУЗ ОКПТД учредителем и
собственником имущества учреждения является Ульяновская области.
Полномочия и функции
учредителя учреждения от имени
Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области.
Согласно п. 1.1
Положения о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской
области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на
территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья,
социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной
политики и демографической политики Российской Федерации.
Пунктом 2.2.1
Положения предусмотрено, что Министерство реализует мероприятия, направленные
на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Министерство
осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного
бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и
реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов
областного бюджета Ульяновской области (п. 2.2.17 Положения), получает и
распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками
которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета,
получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную
собственность Ульяновской области имущество (п. 2.2.19 Положения).
На основании
установленных обстоятельств и приведенных норм права, поскольку полномочия по
финансированию мероприятий по
устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического
законодательства возложены на Министерство здравоохранения семьи и социального
благополучия Ульяновской области, суд правомерно возложил на данного
административного ответчика обязанность по
обеспечению финансирования мероприятий
по устранению нарушений требований
санитарно-эпидемиологического
законодательства в ГКУЗ ОКПТД.
С учетом вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы
о том, что Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия
Ульяновской области является
ненадлежащим ответчиком по делу являются
несостоятельными.
Решение суда
является правильным, основано на надлежащем применении и толковании норм
материального и процессуального, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 02 марта
2018 года оставить без изменения, апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области - без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи