Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании бездействия
Документ от 05.06.2018, опубликован на сайте 13.06.2018 под номером 73630, 2-я гражданская, об оспаривании бездействия - о возложении обязанности по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, о возложении обязанности финансирования мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Зобова Л.В.                                                                             Дело № 33а-2210/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город  Ульяновск                                                                                     05 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктова С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Щучкиной  К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от                   02 марта 2018 года, по которому постановлено:

административное исковое заявление Управления Федеральной службы  по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к государственному казенному учреждению здравоохранения «Областной клинический противотуберкулезный диспансер»,  Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о возложении обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить частично.

Обязать государственное казенное учреждение здравоохранения «Областной клинический противотуберкулезный диспансер» в срок в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу  обеспечить выполнение требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно:

п.11.14, раздела 11 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 обеспечить незамедлительное устранение текущих дефектов отделки стен, потолка, пола, оконных рам (заделку трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся краски, облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий, ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени): провести ремонт с  устранением дефектов отделки стен, потолков, пола и столярных изделий: в помещениях прачечной (кроме отделения сушки белья) по адресу: г.Ульяновск, ул.К***, д.***, в помещениях палат и лечебных кабинетов, ванных комнат хирургического отделения по адресу: г.Ульяновск, ***-й проезд И***, д.***, в помещениях женского санитарного узла, ванной комнаты 5-го легочно-терапевтического отделения; в помещениях палат, ванной комнате, санитарных узлах 4-го легочно-терапевтического отделения, в помещениях ванных комнат 2-го и 3-го легочных терапевтических отделений по адресу: г.Ульяновск, ул.М***в, д.***;

п.8.8, раздела 8 СанПиН 2.1.3.2630-10: обеспечить замену изношенной мебели с нарушенным гигиеническим покрытием в процедурном кабинете, палатах, ванной комнате 5-го легочно-терапевтического отделения; ванных комнатах 2,3-го легочно-терапевтических отделений по адресу: г.Ульяновск, ул.М***, д.***.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в государственном казенном учреждении здравоохранения «Областной клинический противотуберкулезный диспансер».

В удовлетворении административного иска к Министерству финансов Ульяновской области о возложении обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя  государственного  казенного  учреждения здравоохранения «Областной клинический противотуберкулезный диспансер» - Ледяевой   О.В.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным,   судебная коллегия

 

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к государственному казенному учреждению здравоохранения «Областной клинический противотуберкулезный диспансер» (далее ГКУЗ ОКПТД),  Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование требований указал, что ГКУЗ ОКПТД является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества учреждения которой является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области. Целью создания учреждения является оказание специализированной помощи больным туберкулёзом лёгочной и внелегочной локализации. 

ГКУЗ ОКПТД осуществляет медицинскую деятельность по адресу:                             г. Ульяновск, ул. К***  д.***, ул. М*** д.***, ***-й проезд И*** д. ***.

Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в 2014 году была проведена плановая выездная проверка в отношении ГКУЗ ОКПТД,  в результате которой были выявленные  нарушения обязательных требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», выдано предписание.

Начиная с 2014 года, Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области неоднократно проводились внеплановые выездные проверки в отношении ГКУЗ ОКПТД по контролю за исполнением выдаваемых предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Требования Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области                       ГКУЗ ОКПТД  не исполнены.

Несмотря на неоднократное привлечение ГКУЗ ОКПТД  к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5, ст.6.4  КоАП РФ за невыполнение законных предписаний должностного лица (органа), осуществляющего государственный надзор (контроль), должных мер по исполнению требований об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства принято не было.

Истец просил обязать ГКУЗ ОКПТД в срок в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу  обеспечить выполнение требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ГКУЗ ОКПТД.

Судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство финансов Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе  Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области выражает несогласие с состоявшимся судебным решением, считая его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права и подлежащим отмене в части возложения обязанности на Министерство по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ГКУЗ «ОКПД».  Указывает, что единственным источником дохода учреждения, являющегося самостоятельным юридическим лицом,  ввиду неоказания платных медицинских услуг является бюджетное финансирование согласно. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов  бюджета Ульяновской области». Считает, судом неверно определен ответчик.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство  финансов Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители Управления Роспотребнадзора по  Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, Министерства здравоохранения, семьи  и социального  благополучия  Ульяновской области,  в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё,  судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - это система мер не только медицинского, но и политического, экономического, правового и социального характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 №  323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи (ч.1).  К видам медицинской помощи относятся:                  1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» специализированная  медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.  Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Из содержания ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.

В силу ст. 85 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» контроль в сфере охраны здоровья включает в себя, в том числе: федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 18.06.2001 №  77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» больные туберкулезом, нуждающиеся в оказании противотуберкулезной помощи, получают такую помощь в медицинских противотуберкулезных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

Из содержания ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

осуществлять гигиеническое обучение работников.

В соответствии с п. 8.8,  раздела 8  СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»,  утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58, в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

Согласно п. 11.14 раздела 11, главы 1   СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 №  58, устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.

Как установлено судом, в ходе проверки Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области деятельности в ГКУЗ ОКПТД  выявлены нарушения   требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:  не проведение  незамедлительно  устранения  текущих    дефектов отделки стен, потолка, пола, оконных рам в зданиях учреждения, а  также  наличие  изношенной  мебель с нарушенным гигиеническим покрытием.

Удовлетворяя требования Управления  Роспотребнадзора Ульяновской области прокурора, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению  нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ГКУЗ ОКПТД.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом по следующим основаниям.

В соответствии Уставом ГКУЗ ОКПТД  учредителем и собственником  имущества   учреждения является Ульяновская области.

Полномочия и функции учредителя   учреждения от имени Ульяновской  области осуществляет  Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1 Положения предусмотрено, что Министерство реализует мероприятия, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области (п. 2.2.17 Положения), получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество (п. 2.2.19 Положения).

На основании установленных обстоятельств и приведенных норм права, поскольку полномочия по финансированию мероприятий по  устранению  нарушений   требований санитарно-эпидемиологического законодательства возложены на Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, суд правомерно возложил на данного административного ответчика обязанность по  обеспечению финансирования мероприятий  по устранению  нарушений  требований  санитарно-эпидемиологического  законодательства в  ГКУЗ ОКПТД.

С учетом  вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что  Министерство здравоохранения, семьи и  социального благополучия Ульяновской области  является ненадлежащим ответчиком по делу  являются несостоятельными.

Решение суда является правильным, основано на надлежащем применении и толковании норм материального и процессуального, оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 02 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи