Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 29.05.2018, опубликован на сайте 19.06.2018 под номером 73613, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Вериялова Н.В.                                                       Дело № 33-2160/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          29 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 февраля 2018 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Аладина Владимира Николаевича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.

Возложить на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить Аладина Владимира Николаевича лекарственными препаратами «***» по рецепту от 24.10.2017 серии 7317m4 № 3574 и по рецепту от 04.12.2017 серии 7317m4 №4047; «***» по рецепту от 24.10.2017 серии 7317m4 № 3579 и по рецепту от 15.11.2017 серии 7317m4 № 3862; «***» по рецепту от 24.10.2017 серии 7317m4 № 3570, по рецепту от 17.11.2017 серии 7317m4 №3878, по рецепту от 28.12.2017 серии 7317m4 №4375; «***» по рецепту от 26.10.2017 серии 7317m4 № 3613, по рецепту от 05.12.2017 серии 7317m4 №4089; «***» по рецепту от 22.01.2018 серии 7318m4 № 196; лекарственным препаратом «***» по рецепту от 15.11.2017 серии 7317m4 № 3863 и по рецепту от 29.12.2017 серии 7317m4 № 4380; «***» по рецепту от 04.12.2017 серии 7317m4 № 4045 и по рецепту от 10.01.2018 серии 7318m4 № 20.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска в интересах Аладина В.Н. обратился в суд с исковыми требованиями, уточненными в ходе судебного разбирательства, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении лекарственными препаратами.

Исковые требования мотивированы тем, что Аладин В.Н., *** года рождения, имеет право на льготное лекарственное обеспечение. По медицинским показаниям Аладину В.Н. необходимо употребление определенного ряда лекарственных препаратов, в частности: «***», на который лечащим врачом выписан рецепт от 24.10.2017 серии 7317m4 № 3574, «***», на который выписаны рецепты от 24.10.2017 серии 7317m4, № 3579 и от 15.11.2017 серии 7317m4 № 3862, «***», на который выписаны рецепты от 24.10.2017 серии 7317m4 № 3570 и от 17.11.2017 серии 7317m4 №3878, «***», на который выписан рецепт от 26.10.2017 серии 7317m4 № 3613.

До настоящего времени Аладин В.Н. лекарственными препаратами по указанным рецептам не обеспечен, что негативно влияет на его здоровье и самочувствие.

Просит суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Аладина В.Н.:

- лекарственным препаратом «***» по рецепту от 24.10.2017 серии 7317m4 № 3574 и по рецепту от 04.12.2017 серии 7317m4 №4047;

- лекарственным препаратом «***» по рецепту от 24.10.2017 серии 7317m4 № 3579 и по рецепту от 15.11.2017 серии 7317m4 № 3862;

- лекарственным препаратом «***» по рецепту от 24.10.2017 серии 7317m4 № 3570, по рецепту от 17.11.2017 серии 7317m4 №3878, по рецепту от 28.12.2017 серии 7317m4 №4375;

- лекарственным препаратом «***» по рецепту от 26.10.2017 серии 7317m4 № 3613, по рецепту от 05.12.2017 серии 7317m4 №4089;

- лекарственным препаратом «***» по рецепту от 22.01.2018 серии 7318m4 № 196; - лекарственным препаратом «***» по рецепту от 15.11.2017 серии 7317m4 № 3863 и по рецепту от 29.12.2017 серии 7317m4 № 4380;

- лекарственным препаратом «***» по рецепту от 04.12.2017 серии 7317m4 № 4045 и по рецепту от 10.01.2018 серии 7318m4 № 20.

Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство финансов Ульяновской области, АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты «***», «***», «***», «***», «***», «***» согласно государственному контракту.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.      Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. За назначение и дозировку лекарственного препарата ответственность несёт лечащий врач.

Кроме того указывает, что необеспечение Аладина В.Н. лекарственными препаратами, указанными в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Поясняет, что льготные рецепты на лекарственные препараты имеют срок годности, в связи с чем Министерство не может обеспечить истца лекарственным препаратом по причине истечения срока годности выписанных врачом рецептов.

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Так же могут измениться медицинские показания и Аладин В.Н., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными средствами.

Ссылаются на отсутствие возможности обеспечить Аладина В.Н. лекарственными препаратами по причине завершения 2017 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу Аладин В.Н., АО «УльяновскФармация» и прокурор Ленинского района г. Ульяновска просят решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Аладин В.Н., *** года рождения, является инвалидом *** группы, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета, ему назначено применение по льготным рецептам ряда лекарственных препаратов.

Истцу были выписаны льготные рецепты:

на препарат «***»: 24.10.2017 серии 7317m4 № 3574, 04.12.2017 серии 7317m4 №4047;

на препарат «***»: 24.10.2017 серии 7317m4 № 3579, 15.11.2017 серии 7317m4 № 3862;

на препарат «***»: 24.10.2017 серии 7317m4 № 3570, 17.11.2017 серии 7317m4 №3878, 28.12.2017 серии 7317m4 №4375;

на препарат «***» 26.10.2017 серии 7317m4 № 3613, 05.12.2017 серии 7317m4 №4089;

на препарат «***» 22.01.2018 серии 7318m4 № 196;

на препарат «***» 15.11.2017 серии 7317m4 № 3863, 29.12.2017 серии 7317m4 № 4380;

на препарат «***» 04.12.2017 серии 7317m4 № 4045, 10.01.2018 серии 7318m4 № 20.

Указанными лекарственными препаратами Аладдин В.Н. не был обеспечен в связи с отсутствием в аптеке.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

На основании п.1.2. Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18 мая 2015 года № 11/204-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по всем правам и обязательствам в пределах установленных полномочий.

В силу п.п.3 п.2.1.2 вышеуказанного Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1 Положения Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аладин В.Н. на основании ст.ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями по рецептам на лекарственные препараты и медицинские изделия.

Учитывая, что Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие медицинских изделий в аптечной сети не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Доводы жалобы ответчика о том, что в настоящее время Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Аладина В.Н. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: