УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Вериялова Н.В. Дело № 33-2160/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
29 мая 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А.,
Чурбановой Е.В.
с участием прокурора
Федечко Ф.И.
при секретаре
Абросимовой А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 февраля 2018 года, по
которому постановлено:
Исковые требования
прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Аладина Владимира
Николаевича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами
удовлетворить.
Возложить
на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области обязанность обеспечить Аладина Владимира Николаевича лекарственными
препаратами «***» по
рецепту от 24.10.2017 серии 7317m4 №
3574 и по рецепту от 04.12.2017 серии 7317m4 №4047; «***»
по рецепту от 24.10.2017 серии 7317m4 № 3579 и по рецепту от 15.11.2017 серии 7317m4 № 3862; «***»
по рецепту от 24.10.2017 серии 7317m4 № 3570, по рецепту от 17.11.2017 серии 7317m4 №3878, по рецепту от 28.12.2017 серии 7317m4 №4375; «***»
по рецепту от 26.10.2017 серии 7317m4 № 3613, по рецепту от 05.12.2017 серии 7317m4 №4089; «***»
по рецепту от 22.01.2018 серии 7318m4 № 196; лекарственным препаратом «***» по рецепту от 15.11.2017 серии 7317m4 № 3863 и по рецепту от 29.12.2017 серии 7317m4 № 4380; «***»
по рецепту от 04.12.2017 серии
7317m4 № 4045 и по рецепту от
10.01.2018 серии 7318m4 № 20.
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение
законным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ленинского
района г.Ульяновска в интересах Аладина В.Н. обратился в суд с исковыми
требованиями, уточненными в ходе судебного разбирательства, к Министерству
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об
обеспечении лекарственными препаратами.
Исковые требования
мотивированы тем, что Аладин В.Н., *** года рождения, имеет право на льготное
лекарственное обеспечение. По медицинским показаниям Аладину В.Н. необходимо
употребление определенного ряда лекарственных препаратов, в частности: «***»,
на который лечащим врачом выписан рецепт от 24.10.2017 серии 7317m4 № 3574, «***»,
на который выписаны рецепты от 24.10.2017 серии 7317m4, № 3579 и от 15.11.2017
серии 7317m4 № 3862, «***», на который выписаны рецепты от 24.10.2017 серии
7317m4 № 3570 и от 17.11.2017 серии 7317m4 №3878, «***», на который выписан
рецепт от 26.10.2017 серии 7317m4 № 3613.
До настоящего
времени Аладин В.Н. лекарственными препаратами по указанным рецептам не
обеспечен, что негативно влияет на его здоровье и самочувствие.
Просит суд обязать
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области обеспечить Аладина В.Н.:
- лекарственным
препаратом «***» по рецепту от 24.10.2017 серии 7317m4 № 3574 и по рецепту от
04.12.2017 серии 7317m4 №4047;
- лекарственным
препаратом «***» по рецепту от 24.10.2017 серии 7317m4 № 3579 и по рецепту от
15.11.2017 серии 7317m4 № 3862;
- лекарственным
препаратом «***» по рецепту от 24.10.2017 серии 7317m4 № 3570, по рецепту от
17.11.2017 серии 7317m4 №3878, по рецепту от 28.12.2017 серии 7317m4 №4375;
- лекарственным
препаратом «***» по рецепту от 26.10.2017 серии 7317m4 № 3613, по рецепту от
05.12.2017 серии 7317m4 №4089;
- лекарственным
препаратом «***» по рецепту от 22.01.2018 серии 7318m4 № 196; - лекарственным
препаратом «***» по рецепту от 15.11.2017 серии 7317m4 № 3863 и по рецепту от
29.12.2017 серии 7317m4 № 4380;
- лекарственным
препаратом «***» по рецепту от 04.12.2017 серии 7317m4 № 4045 и по рецепту от
10.01.2018 серии 7318m4 № 20.
Определением суда в
качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно
предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство финансов Ульяновской
области, АО «УльяновскФармация».
Рассмотрев данный
спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить,
принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы
указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты «***», «***», «***»,
«***», «***», «***» согласно государственному контракту.
Обращает внимание,
что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение
лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации
консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за
исключением оказания экстренной медицинской помощи. Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов
в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об
утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также
форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления
указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя
из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты
являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским
изделием. За назначение и дозировку лекарственного препарата ответственность
несёт лечащий врач.
Кроме того
указывает, что необеспечение Аладина В.Н. лекарственными препаратами,
указанными в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация»,
которое нарушило условия контракта.
Поясняет, что
льготные рецепты на лекарственные препараты имеют срок годности, в связи с чем
Министерство не может обеспечить истца лекарственным препаратом по причине
истечения срока годности выписанных врачом рецептов.
Полагает, что
увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от
21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Так же могут
измениться медицинские показания и Аладин В.Н., возможно, будет обеспечиваться
другими лекарственными средствами.
Ссылаются на
отсутствие возможности обеспечить Аладина В.Н. лекарственными препаратами по
причине завершения 2017 финансового года.
В возражениях на
апелляционную жалобу Аладин В.Н., АО «УльяновскФармация» и прокурор Ленинского
района г. Ульяновска просят решение суда оставить без изменения, а жалобу
ответчика - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим
образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание
судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия
находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная
коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Из материалов дела
следует, что Аладин В.Н., *** года рождения, является инвалидом *** группы,
имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств
федерального и регионального бюджета, ему назначено применение по льготным
рецептам ряда лекарственных препаратов.
Истцу были выписаны
льготные рецепты:
на препарат «***»: 24.10.2017 серии 7317m4 №
3574, 04.12.2017 серии 7317m4 №4047;
на препарат «***»: 24.10.2017 серии 7317m4 №
3579, 15.11.2017 серии 7317m4 № 3862;
на препарат «***»: 24.10.2017 серии 7317m4 №
3570, 17.11.2017 серии 7317m4 №3878, 28.12.2017
серии 7317m4 №4375;
на препарат «***» 26.10.2017 серии 7317m4 №
3613, 05.12.2017 серии 7317m4 №4089;
на препарат «***» 22.01.2018 серии 7318m4 №
196;
на препарат «***» 15.11.2017 серии 7317m4 №
3863, 29.12.2017 серии 7317m4 № 4380;
на препарат «***» 04.12.2017 серии
7317m4 № 4045, 10.01.2018 серии 7318m4 №
20.
Указанными
лекарственными препаратами Аладдин В.Н. не был обеспечен в связи с отсутствием
в аптеке.
В силу статьи 41
Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и
медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со
ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2
указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий,
указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается
обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми
лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на
лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские
изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для
детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень
лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных
препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных
комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень
специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение
которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки
формирования таких перечней.
На основании п.1.2.
Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного
постановлением Правительства Ульяновской области от 18 мая 2015 года № 11/204-П
«О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», Министерство является
правопреемником Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской
области по всем правам и обязательствам в пределах установленных полномочий.
В силу п.п.3 п.2.1.2
вышеуказанного Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области
осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр
лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не
отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1
ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения,
медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного
питания для детей инвалидов.
В соответствии с
Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской
области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство является исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на
территории Ульяновской области государственной политики сфере охраны здоровья,
социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной
политики и демографической политики Российской Федерации.
Пунктом 2.2.1
Положения Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных
в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной
социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги,
предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999
№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для
медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными
продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно п. 2.2.19
Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета
Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные
трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и
приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество
взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно.
Аладин В.Н. на
основании ст.ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет
право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных
услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения
лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями
по рецептам на лекарственные препараты и медицинские изделия.
Учитывая, что
Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям
граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги
только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги
является незаконным. Отсутствие медицинских изделий в аптечной сети не может
являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором
требований.
Доводы жалобы
ответчика о том, что в настоящее время Министерством заключен соответствующий
государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских
изделий для отдельных категорий граждан, не могут быть приняты во внимание,
поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать
право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в
том числе на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий,
необходимых для поддержания жизнедеятельности.
При этом суд
правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Аладина
В.Н. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области.
Ссылка в жалобе на
невозможность обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями
по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу
в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов,
поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.
Иные доводы
апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и
оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения,
по делу не установлено.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 07 февраля 2018 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: