УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кириченко
В.В.
Дело № 33а-2364/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
15
мая 2018 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Полуэктовой С.К.,
судей Лифановой
З.А., Трифоновой Т.П.,
при секретаре
Щучкиной К.И.
рассмотрела в открытом
судебном заседании дело по апелляционной жалобе Иванова Александра Николаевича
на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28 марта 2018
года, по которому постановлено:
Административный иск федерального казенного учреждения «Исправительная
колония № ***» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по
Ульяновской области к Иванову Александру Николаевичу об установлении
административного надзора удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Иванова Александра
Николаевича, *** года рождения, осужденного приговором Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 23.08.2013 года, установив в отношении
него следующие административные ограничения:
- запрещение пребывания в местах реализации и употребления спиртных
напитков в розлив – в барах, кафе, ресторанах, клубах, на дискотеках;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося
местом жительства, пребывания либо фактического нахождения поднадзорного лица,
ежедневно в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня;
- запрещение выезда за пределы территории Ульяновской области;
- обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства,
пребывания либо фактического нахождения 3 раза в месяц для регистрации.
Срок административного надзора установить на 2 года и исчислять его со
дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства,
пребывания либо фактического нахождения после освобождения из мест лишения
свободы по отбытию наказания.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Заслушав доклад
председательствующего, заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего
решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № ***»
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (ФКУ
ИК-*** УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным
иском к Иванову А.Н. об установлении административного надзора.
В обоснование иска
было указано, что Иванов А.Н. приговором
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 23 августа 2013
года осужден по части 3 статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации к
лишению свободы сроком на 5 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии
строгого режима.
За время отбывания
наказания Иванов А.Н. неоднократно допускал нарушения режима содержания, за что
привлекался к дисциплинарной ответственности, с 12 июля 2016 года переведен на
строгие условия отбывания наказания и признан злостным нарушителем
установленного порядка отбывания наказания.
22 августа 2018 года Иванов А.Н. подлежит освобождению по отбытии
срока наказания.
В иске содержалась просьба об установлении в отношении Иванова А.Н.
административного надзора сроком на 3 года с установлением следующих
административных ограничений: запрещения пребывания в определенных местах общественного пользования (в
местах реализации и употребления спиртных напитков – в барах, кафе, ресторанах,
клубах, на дискотеках); запрещения посещения мест проведения массовых и иных
мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне
жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания
поднадзорного лица, ежедневно в период с 22.00 часов до 06.00 часов; запрещения
выезда за пределы территории Ульяновской области; а также в виде обязательной
явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания
для регистрации.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Иванов А.Н. просит об отмене решения в части
установления административного ограничения в виде явки в орган внутренних дел
по месту жительства для регистрации, уменьшив количество явок с трех до одного
раза.
Жалобу мотивирует отсутствием возможности
обеспечить проезд от места проживания в р.п.М*** М*** района Ульяновской
области до места нахождения органа внутренних дел в г.Димитровграде Ульяновской
области, так как не имеет заработка, имеет на иждивении несовершеннолетнего
ребенка.
Обращает внимание, что он болен *** и ***.
Представитель ФКУ ИК-*** УФСИН России по Ульяновской области в суд
апелляционной инстанции не явился, был надлежаще извещен о времени и месте
рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Иванов А.Н., отбывающий наказание в вышеназванной исправительной
колонии, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной
жалобы, дополнительных пояснений по ней не представил, не направил в
апелляционную инстанцию своего представителя, не заявил об участие в судебном
заседании путем видеоконференцсвязи.
Изложенное дает основание для рассмотрения апелляционной жалобы в
отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам статьи 308 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.
Из материалов дела следует, что приговором Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 23 августа 2013 года осужден по части 3 статьи 162 Уголовного
кодекса Российской Федерации к лишению свободы сроком на 5 лет с отбыванием
наказания в исправительной колонии строгого режима.
В период отбывания
наказания неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, в связи с
чем 12 июля 2016 года признан злостным нарушителем установленного порядке
отбывания наказания и переведен с обычных в строгие условия содержания.
В связи с
тем, что Иванов А.Н. осужден за совершение тяжкого преступления, в период
отбывания наказания признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания исправительное учреждение
обратилось в суд с настоящим административным иском.
Разрешая требования,
районный суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные
правоотношения, определил юридически значимые обстоятельства по делу, проверил
доводы сторон и пришел к выводу о наличии оснований для установления в
отношении Иванова А.Н. административного надзора.
Судебная коллегия с
таким выводом суда соглашается, оснований для признания его неправильным
апелляционная жалоба не содержит.
Согласно части 2 статьи 173.1
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении
совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего
наказание за совершение тяжкого
преступления, судом устанавливается административный надзор в
соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания
наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем
установленного порядка отбывания наказания.
Статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 №
64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения
свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается для
предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального
закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального
профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных
интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 названного
Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных
частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого
или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо
неснятую судимость, за совершение тяжкого преступления.
Пунктом 1 части 3 данной статьи предусмотрено,
что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный
надзор устанавливается, если лицо в
период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным
нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу приведенных норм Закона основанием для
установления административного надзора является сам факт признания лица,
осужденного к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, злостным
нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом не имеет
значения, погашены ли меры взыскания, примененные к такому лицу за нарушение
установленного порядка отбывания наказания на момент его освобождения и
рассмотрения судом заявления об установлении административного надзора или нет.
Такой порядок является необходимым и
соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и
соответствует задачам административного надзора.
В связи с тем, что приговором суда
установлено совершение административным ответчиком Ивановым А.Н. умышленного тяжкого
преступления и в период отбывания наказания в местах лишения свободы он был
признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд
первой инстанции обоснованно исходил из наличия безусловных оснований для
установления в отношении него административного надзора.
Срок административного надзора, установленный
районным судом, соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального
закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы».
При установлении в отношении Иванова А.Н.
административного надзора судом полно и объективно исследованы все
представленные доказательства, на основании которых объем и характер
административных ограничений определен с учетом имеющихся сведений,
характеризующих административного ответчика, данных о его проживании и месте
регистрации до осуждения.
Выводы суда в этой части соответствуют
положениям статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами,
освобождаемыми из мест лишения свободы»,
разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными
из мест лишения свободы».
Срок административного надзора и
административные ограничения, в том числе и в виде обязательной явки в орган
внутренних дел для регистрации, определены судом с учетом обстоятельств
совершения преступления административным ответчиком, его поведения в период
отбытия наказания.
Административные ограничения соответствуют
закону и тяжести совершенного административным ответчиком преступления,
определены с учетом личности поднадзорного лица.
Оснований для уменьшения количества явок
Иванова А.Н. в орган внутренних дел для регистрации, определенных районным
судом, судебная коллегия не усматривает.
Административное ограничение в виде
обязательной явки в орган внутренних дел для регистрации для предупреждения
совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц,
освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы согласуется с нормой
частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение
прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых
ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради
которых оно вводится.
Более того, Федеральный закон «Об
административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» не содержит
каких-либо ограничений, связанных с имущественным, семейным положением лица, в
отношении которого устанавливается административный надзор. В этой связи,
ссылка в жалобе на отсутствие работы и наличие на иждивении несовершеннолетнего
ребенка основанием к отмене решения суда в оспариваемой части являться не может.
Наличие у Иванова А.Н. заболеваний, на
которые он ссылается в жалобе, также не влечет уменьшение количество явок на
регистрацию в орган внутренних дел, поскольку материалы дела не содержат
никаких доказательств, свидетельствующих о том, что имеющиеся заболевания
каким-либо образом препятствуют исполнению им возложенной обязанности в виде
явок на регистрацию.
Судебная коллегия обращает внимание, что в
силу части 2 статьи 9 Федерального
закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», разъяснений, данных
в пунктах 28, 31 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 16.05.2017
№ 15 суд в течение срока административного надзора на основании
заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с
учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о
соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом
обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично
отменить административные ограничения (ограничение), а также по истечении не
менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно
прекратить административный надзор.
Таким образом, Иванов А.Н. не лишен права в
установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной отмене
административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного
надзора.
В силу изложенного решение является
правильным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области
от 28
марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Иванова
Александра Николаевича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи