У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Челбаева Е.С.
Дело № 33а-1777/2018
А П Е Л Л
Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 24
апреля 2018 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Лифановой З.А.,
судей Трифоновой
Т.П., Пулькиной Н.А.,
при секретаре Щучкиной К.И.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на
решение Барышского городского суда Ульяновской
области от 07 февраля 2018 года, по которому постановлено:
обязать Областное государственное автономное учреждение социального
обслуживания «Психоневрологический интернат в п. Приозерный» и Министерство
здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области устранить
нарушения действующего законодательства, а именно оборудовать спальные комнаты
корпуса №7 для проживания не более 6 человек; устранить протечку кровли,
отшелушивание краски с потолка в комнатах №№1, 2; произвести восстановление
плиточного покрытия в буфетной и в уборной; укомплектовать в спальную комнату
№2 корпуса №7, шкафами для хранения домашней одежды, белья и обуви;
укомплектовать буфетную и блоки жилых помещений холодильным оборудованием для
хранения скоропортящихся продуктов; оборудовать моечную ванну в буфетной
корпуса №7 гибким шлангом с душевой насадкой и металлической сеткой с ручками
для ополаскивания посуды, а также обязать произвести реконструкцию корпуса №7 в
соответствии с заключением ООО «***» о техническом состоянии строительных
конструкций.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора
Федечко Ф.И., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Барышского района Ульяновской
области обратился в суд с иском в интересах в интересах Российской Федерации и
в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОГАУСО
«Психоневрологический интернат в п. Приозерный» и Министерству здравоохранения
семьи и социального благополучия Ульяновской области, указывая, что в ходе
проведенной 09.01.2018 проверки выявлены нарушения п.п. 3.5, 5.1, 6.1, 7.3 СП 2.1.2.3358-16, п. 6.14 СанПиН
2.3.6.1079-01. Также установлено, что техническое состояние существующих
строительных конструкций корпуса №7, элементы нижнего пояса и перекрытий крыши
повреждены и находятся в неработоспособном состоянии, а местами – в аварийном,
что подтверждено проведенным ООО «***» обследованием. Дальнейшая эксплуатация
здания без проведения всех мероприятий
по усилению, восстановлению несущих конструкций и инженерных систем
может представлять угрозу для здоровья и жизни находящихся в нем людей.
Прокурор просил обязать ответчиков устранить нарушения действующего
законодательства, а именно оборудовать спальные комнаты корпуса №7 для
проживания не более 6 человек; устранить протечку кровли, отшелушивание краски
с потолка в комнатах №№1, 2; произвести восстановление плиточного покрытия в
буфетной и в уборной; укомплектовать спальную комнату №2 корпуса №7 шкафами для
хранения домашней одежды, белья и обуви; укомплектовать буфетную и блоки жилых
помещений холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов;
оборудовать моечную ванну в буфетной корпуса №7 гибким шлангом с душевой
насадкой и металлической сеткой с ручками для ополаскивания посуды, а также
обязать произвести реконструкцию корпуса №7 в соответствии с заключением ООО «***»
о техническом состоянии строительных конструкций.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, не
соглашаясь с решением суда, как с незаконным и необоснованным, просит его
отменить, вынести по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу. ОГАУСО
«Психоневрологический интернат в п. Приозерный» является государственным
автономным учреждением и самостоятельно отвечает по своим обязательствам. Министерство
- исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, осуществляет
функции и полномочия учредителя учреждений здравоохранения, социальной защиты и
социального обслуживания, имеющих организационно-правовую форму казенных,
бюджетных и автономных учреждений, а также функции главного распорядителя и
получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на
содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также
функции главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области.
Финансовое
обеспечение деятельности ОГАУСО «Психоневрологический интернат в п. Приозёрный»
осуществляется на основании плана финансово-хозяйственной деятельности.
Финансирование осуществляется за счёт средств областного бюджета, а также
средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Финансирование на первоочередные расходы и ремонтные работы составляет 41 670,
50 тыс.рублей. Средства будут выделены учреждению при поступлении дополнительного
финансирования в отрасль, либо в результате экономии ОГАУСО
«Психоневрологический интернат в п. Приозёрный» по предусмотренным расходам или
увеличении поступлений от предпринимательской и иной, приносящей доход
деятельности.
В судебное
заседание ответчики не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.
Судебная коллегия считает возможным
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников
процесса согласно ст. 150 КАС РФ.
Проверив
законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме в
соответствии с частью 1
статьи 308 КАС РФ, исследовав материалы дела, судебная коллегия
находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела
следует, что жилой корпус №7 ОГАУСО «Психоневрологический интернат в п.
Приозерный» располагается в бывшем здании главного корпуса винокуренного завода
2 половины XIX века по адресу: пос. Приозерный Барышского района Ульяновской области и, в соответствии
Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 №959-р,
является выявленным объектом культурного наследия.
Согласно сводному
списку объектов культурного наследия Барышского
района Ульяновской области (л.д. 27-38), отзыву на иск (л.д. 121), согласно
справке Управления по охране объектов культурного наследия администрации
Губернатора Ульяновской области от 06.04.2017 №73-П-0301/771, вышеуказанное
здание, являясь выявленным объектом культурного наследия, принято на
государственную охрану.
Из заключения о техническом состоянии
строительных конструкций здания корпуса №7, подготовленного ООО «***», следует,
что элементы нижнего пояса здания и перекрытий крыши повреждены и находятся в
неработоспособном состоянии, а местами – в аварийном. Дальнейшая эксплуатация
здания без проведения всех мероприятий
по усилению, восстановлению несущих конструкций и инженерных систем
может представлять угрозу для здоровья и жизни находящихся в нем людей. Только
безотлагательные мероприятия по устранению дефектов, ремонту, укреплению
конструкций могут обезопасить здание от обрушения или локальной аварии.
В пунктах 26, 27
раздела 6 данного заключения содержится указание на то, что перед выполнением
проектных и строительно-монтажных работ необходимо выяснить, относится ли
корпус №7 к объектам культурного наследия. При отнесении здания к объектам
культурного наследия все работы проводить в соответствии с Федеральным законом
от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации».
Суд первой инстанции, возлагая на ответчиков
обязанность произвести реконструкцию корпуса №7 в соответствии с заключением
ООО «***» о техническом состоянии строительных конструкций, вышеперечисленные
обстоятельства не учел.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона
от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации объекты культурного наследия, включенные
в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране
в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения
облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия
относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их
использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий,
могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты
от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных
воздействий.
Согласно п. 4 ст. 40
Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия,
которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и
безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с
требованиями настоящего Федерального закона
и Градостроительного кодекса
Российской Федерации.
В силу ст. 4 Закона
Ульяновской области от 09.03.2006 № 24-ЗО «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на
территории Ульяновской области» государственная охрана объектов культурного
наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия,
включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения
на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в
реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной
документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в
случаях и порядке, установленных Федеральным законом;
выдача разрешения на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом
Российской Федерации в случае, если при проведении работ по сохранению объекта
культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики
надежности и безопасности такого объекта, относятся к полномочиям регионального
органа охраны объектов культурного наследия
Полномочия
регионального органа охраны объектов культурного наследия осуществляет
подразделение, образуемое в Правительстве Ульяновской области в соответствии с
распоряжением Губернатора Ульяновской области и не наделенное функциями, не
предусмотренными Федеральным законом
и настоящим Законом.
В Ульяновской области такие полномочия
осуществляет Управление по охране объектов культурного наследия администрации
Губернатора Ульяновской области.
В соответствии с ч. 5 ст. 41
КАС РФ в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица
в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом
или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица,
суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве
административного соответчика.
Согласно ст. 47 КАС
РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого
могут быть затронуты при разрешении административного дела.
Заинтересованные
лица могут быть привлечены к участию в административном деле по ходатайству
лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Из анализа указанных норм права и
установленных обстоятельств следует, что без привлечения Управления по охране
объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к
участию в настоящем деле правильно рассмотреть дело невозможно.
Несмотря на это, Управление по охране
объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к
участию в деле судом первой инстанции привлечено не было.
В соответствии с пунктом 4
части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, подлежащего применению при рассмотрении апелляционной
жалобы, решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае
принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к
участию в административном деле.
Согласно пункту 3
статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд
апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить
административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае,
если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных
к участию в административном деле.
При изложенных
обстоятельствах данное решение подлежит отмене с направлением административного
дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом
рассмотрении суду следует разрешить вопрос о привлечении к участию в деле Управление
по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской
области, принять решение с соблюдением
положений статей 178,
227
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 3
статьи 309, пунктом 4
части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Барышского городского суда Ульяновской области от 07
февраля 2018 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Председательствующий
Судьи