УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Петрова И.И. Дело № 33-1467/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
10 апреля 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Чурбановой
Е.В., Гурьяновой О.В.
с участием прокурора
Федечко Ф.И.
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 декабря
2017 года, по которому постановлено:
Исковые
требования прокурора Ленинского района
г. Ульяновска, действующего в интересах Кириченко Александра Иосифовича, удовлетворить частично.
Обязать
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области обеспечить Кириченко Александра Иосифовича лекарственным препаратом «***»
по рецепту лечащего врача от 02.10.2017.
В
удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Ленинского района
г.Ульяновска, действующего в интересах Кириченко Александра Иосифовича, к
Государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №1 им.
С.М.Кирова» об обязании выписать рецепты на лекарственный препарат «***» за
март и февраль 2017 года, Министерству здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области об обязании обеспечить лекарственным
препаратом «***» по указанным рецептам за март и февраль 2017 года – отказать.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против доводов жалобы, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор
Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах Кириченко А.И., обратился
в суд с иском к ГУЗ «Городская поликлиника №1 им. С.М.Кирова» об обязании
выписать Кириченко А.И., *** года рождения рецепт на лекарственный препарат «***»
дозировкой 25 мг №50 за период февраль и март 2017 года в количестве 1
упаковки, обязании Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области обеспечить Кириченко А.И. лекарственным
препаратом «***» 25мг №50 за период февраль и март 2017 года в количестве 1
упаковка, лекарственным препаратом «***» дозировкой 200 мг №50 в количестве 2
упаковки по рецепту лечащего врача от 02.10.2017 №26570.
В обоснование
указано, что прокуратурой Ленинского района города Ульяновска проведена
проверка по обращению Кириченко А.И., в котором он указал на недостаточное обеспечение
лекарственными препаратами.
Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011
№323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская
помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.
В соответствии со ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999
№178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон №178-ФЗ)
обеспечение необходимыми медицинскими препаратами льготной категории граждан
также осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Кириченко А.И. является инвалидом *** группы. В
соответствии с выписками из медицинской карты от 09.02.2017 Кириченко А.И. по
медицинским показаниям необходимо лечение препаратом *** с периодичностью
применения по 1 таблетке (25 мг) 3 раза в сутки. 09.02.2017 Кириченко А.И.
выписан рецепт на получение препарата *** (содержит 50 таблеток) в количестве 1
упаковки.
В соответствии с выписками из медицинской карты от
03.03.2017 Кириченко А.И. по медицинским показаниям необходимо лечение
препаратом *** с периодичностью применения по 1таблетке (25 мг) 3 раза в сутки.
03.03.2017 Кириченко А.И. выписан рецепт на получение препарата *** (содержит
50 таблеток) в количестве 1 упаковки.
Лекарственными препаратами по указанным выше рецептам
Кириченко А.И. обеспечен в полном объеме.
Учитывая, что средняя продолжительность месяца составляет
30 суток, то для полноценного лечения Кириченко А.И. необходимо выписывать
минимум 90 таблеток на месяц, что соответствует 2 упаковкам препарата ***.
Исходя из анализа медицинских документов, Кириченко А.И. не обеспечен
лекарственным препаратом *** в период с февраля по март 2017 года в количестве
2 упаковок.
Кроме того, установлено, что 02.10.2017 Кириченко А.И.
выписан рецепт серии 731725 № 26570 на лекарственный препарат «***» дозировкой
200 мг № 50 в количестве 2 упаковок. Указанный рецепт в настоящее время не
обслужен, лекарственный препарат гражданину не выдан, рецепт находится у
Кириченко А.И. на руках.
Судом в качестве
третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета
спора, было привлечено АО «УльяновскФармация».
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда в части возложения
обязанности на Министерство обеспечить Кириченко А.И. лекарственным препаратом
«***» по рецепту лечащего врача от 02.10.2017 отменить, и принять новый судебный
акт.
В обоснование жалобы
указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» согласно
государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий
граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных
организациях, расположенных на территории Ульяновской области.
Соответственно Министерство не бездействовало по обеспечению Кириченко А.И.
данными лекарственными препаратами. Обращает внимание, что назначение и
выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России
от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения»,
осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только
выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица
лекарственным препаратом, медицинским изделием. Согласно сведениям Региональной
медицинской информационной системы, Кириченко А.И. был обеспечен 01.11.2017
лекарственным препаратом «***» в количестве 2-х упаковок. Таким образом,
дальнейшее обеспечение Кириченко А.И. данным лекарственным препаратом
Министерством осуществлялось. Полагает, что не обеспечение Кириченко А.И. лекарственным
препаратом «***» по выписанному льготному рецепту от 02.10.2017 возникло
по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по
обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным
льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению
автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно
производиться лечащим врачом, который определяет степень нуждаемости и объём
необходимого больному лекарственного препарата. Отмечает, что Министерство не
может профинансировать обеспечение данным лекарственным препаратом Кириченко
А.И. в связи с завершением 2017 финансового года. Полагает, что прокуратура и
суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на
какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Отмечает, что
медицинские показания могут измениться и Кириченко А.И., возможно, будет
обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания
своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии ч. 1 ст. 41
Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2,
20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права
и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и
защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
Каждый имеет право на жизнь. Каждому
гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Согласно ст. 4
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны
здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и
обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет
интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность
граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной
власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за
обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании
медицинской помощи.
Таким образом, бесплатное предоставление отдельным
категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий
медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией
Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Кириченко
А.И., *** года рождения, является инвалидом *** группы по заболеванию - ***, ***. В связи с этим истец
нуждается в лекарственных препаратах - «***» и «***».
В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2
Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты.
В соответствии с п.2 Порядка назначения и
выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России
от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»
назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим
врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего
врача.
Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора
социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом
Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых
лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в
лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее
лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра
выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в
соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном
порядке Минздрава России (п.2.3).
В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных
средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785,
лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в
количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы
отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.
Следовательно, действующими нормативными
правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств
бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании
рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем
необходимого больному лекарственного препарата.
Кириченко А.И. были
выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов: 09.02.2017 и
03.03.2017 на препарат «***» *** в количестве 1 упаковки, 02.10.2017 на
препарат «***» *** в количестве 2 упаковки.
Как было установлено судом в ходе рассмотрения дела два рецепта от
09.02.2017 и 03.03.2017 на лекарственный препарат «***» были обслужены и истцом получен препарат в указанном в
рецептах количестве.
Рецепт от 02.10.2017 на препарат «***» до настоящего времени аптекой не
обслужен по причине отсутствия его в
наличии.
Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, из
вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что
обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице
уполномоченных органов.
На данные органы возложена и
обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом
количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов,
своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники
финансирования указанных мероприятий.
Исходя из
Положения о Министерстве
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской
области от 20.06.2016 года за № 14/275-П,
к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и (или)
ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами
лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании
медицинской помощи.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 года за № 661-П утверждена Территориальная
программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на
плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных
категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями,
специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной
медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством.
Таким образом, дав
верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив
закон, суд обоснованно пришел к выводу
об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обязанность обеспечить Кириченко А.И.
лекарственным средством: «***» по рецепту от 02.10.2017.
Доводы апелляционной
жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к
обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив
27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует
бездействие и ответственность за не обеспечение Кириченко А.И. указанными
лекарственными препаратами должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.
Как указывалось
выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области возложена обязанность контролировать наличие в аптечной сети АО
«УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.
При этом, ответчик
не представил суду доказательства того,
что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том
числе инвалидов, лекарственным препаратом «***» было полным и невыдача
указанного лекарства по
предъявленному им рецепту произошло по
вине АО «Ульяновск Фармация».
Поскольку необходимость обеспечения инвалида лекарственным препаратом «***» носит постоянный характер, соответственно обеспечение его указанным препаратом по рецепту от 02.10.2017 в текущем году
не приведет к тому, что истец
будет им обеспечен свыше необходимого.
Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы в части того, что обеспечение Кириченко А.И. лекарственным препаратом по
судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются
несостоятельными.
В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции
ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая
оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Установив, что лекарственным препаратом «***» по рецептам за февраль и март 2017 года Кириченко А.И. был обеспечен в полном объеме,
т.е. данный препарат ему был выдан в количестве, указанном в рецептах,
доказательств того, что истец нуждается в приеме данного лекарства в большем
количестве суду не представлено, суд обоснованно отказал в удовлетворении
исковых требований к ГУЗ «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова» об
обязании выписать рецепты на
лекарственны2й препарат «***» за февраль и март 2017 года и к Министерства
здравоохранения , семьи и социального благополучия Ульяновской области об
обязании обеспечить истца данным
препаратом за февраль и март 2017 года.
Решение суда в данной части не оспаривается.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд
правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к
выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении
требований прокурора Ленинского района города Ульяновска, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные
Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе,
являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 21 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: