Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 10.04.2018, опубликован на сайте 20.04.2018 под номером 72483, 2-я гражданская, об обязании выписать рецепт на лекарственный препарат, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                     Дело № 33-1467/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 10 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Герасимовой Е.Н.,

судей Чурбановой Е.В., Гурьяновой О.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре  Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по                                               апелляционной жалобе Министерства здравоохранения,  семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 декабря 2017 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Кириченко Александра Иосифовича,  удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Кириченко Александра Иосифовича лекарственным препаратом «***» по рецепту лечащего врача от 02.10.2017.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах Кириченко Александра Иосифовича, к Государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №1 им. С.М.Кирова» об обязании выписать рецепты на лекарственный препарат «***» за март и февраль 2017 года, Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом «***» по указанным рецептам за март и февраль 2017 года – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И.,  возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах Кириченко А.И., обратился в суд с иском к ГУЗ «Городская поликлиника №1 им. С.М.Кирова» об обязании выписать Кириченко А.И., *** года рождения рецепт на лекарственный препарат «***» дозировкой 25 мг №50 за период февраль и март 2017 года в количестве 1 упаковки, обязании Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Кириченко А.И. лекарственным препаратом «***» 25мг №50 за период февраль и март 2017 года в количестве 1 упаковка, лекарственным препаратом «***» дозировкой 200 мг №50 в количестве 2 упаковки по рецепту лечащего врача от 02.10.2017 №26570.

В обоснование указано, что прокуратурой Ленинского района города Ульяновска проведена проверка по обращению Кириченко А.И., в котором он указал на недостаточное обеспечение лекарственными препаратами.     

Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

В соответствии со ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон №178-ФЗ) обеспечение необходимыми медицинскими препаратами льготной категории граждан также осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Кириченко А.И. является инвалидом *** группы. В соответствии с выписками из медицинской карты от 09.02.2017 Кириченко А.И. по медицинским показаниям необходимо лечение препаратом *** с периодичностью применения по 1 таблетке (25 мг) 3 раза в сутки. 09.02.2017 Кириченко А.И. выписан рецепт на получение препарата *** (содержит 50 таблеток) в количестве 1 упаковки.

В соответствии с выписками из медицинской карты от 03.03.2017 Кириченко А.И. по медицинским показаниям необходимо лечение препаратом *** с периодичностью применения по 1таблетке (25 мг) 3 раза в сутки. 03.03.2017 Кириченко А.И. выписан рецепт на получение препарата *** (содержит 50 таблеток) в количестве 1 упаковки.

Лекарственными препаратами по указанным выше рецептам Кириченко А.И. обеспечен в полном объеме.

Учитывая, что средняя продолжительность месяца составляет 30 суток, то для полноценного лечения Кириченко А.И. необходимо выписывать минимум 90 таблеток на месяц, что соответствует 2 упаковкам препарата ***. Исходя из анализа медицинских документов, Кириченко А.И. не обеспечен лекарственным препаратом *** в период с февраля по март 2017 года в количестве 2 упаковок.

Кроме того, установлено, что 02.10.2017 Кириченко А.И. выписан рецепт серии 731725 № 26570 на лекарственный препарат «***» дозировкой 200 мг № 50 в количестве 2 упаковок. Указанный рецепт в настоящее время не обслужен, лекарственный препарат гражданину не выдан, рецепт находится у Кириченко А.И. на руках.

Судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, было привлечено АО «УльяновскФармация».

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда в части возложения обязанности на Министерство обеспечить Кириченко А.И. лекарственным препаратом «***» по рецепту лечащего врача от 02.10.2017 отменить, и принять новый судебный акт. 

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» согласно государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области. Соответственно Министерство не бездействовало по обеспечению Кириченко А.И. данными лекарственными препаратами. Обращает внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы, Кириченко А.И. был обеспечен 01.11.2017 лекарственным препаратом «***» в количестве 2-х упаковок. Таким образом, дальнейшее обеспечение Кириченко А.И. данным лекарственным препаратом Министерством осуществлялось. Полагает, что не обеспечение Кириченко А.И. лекарственным препаратом «***» по выписанному льготному рецепту от 02.10.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться лечащим врачом, который определяет степень нуждаемости и объём необходимого больному лекарственного препарата. Отмечает, что Министерство не может профинансировать обеспечение данным лекарственным препаратом Кириченко А.И. в связи с завершением 2017 финансового года. Полагает, что прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Отмечает, что медицинские показания могут измениться и Кириченко А.И., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.  

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии  ч. 1 ст. 41  Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Кириченко А.И., *** года рождения, является инвалидом *** группы по заболеванию -  ***, ***. В связи с этим истец нуждается в лекарственных препаратах - «***» и «***».

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов  лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Кириченко А.И. были выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов: 09.02.2017 и 03.03.2017 на препарат «***» *** в количестве 1 упаковки, 02.10.2017 на препарат «***» *** в количестве 2 упаковки.

Как было установлено судом в ходе рассмотрения дела два рецепта от 09.02.2017 и 03.03.2017 на лекарственный препарат «***» были обслужены  и истцом получен препарат в указанном в рецептах количестве.

Рецепт от 02.10.2017 на препарат «***» до настоящего времени аптекой не обслужен по причине отсутствия  его в наличии.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Исходя из Положения   о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области, утвержденного  Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 года за № 14/275-П,  к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.

Постановлением Правительства Ульяновской области от  29.12.2016  года за № 661-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством.

Таким образом, дав верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив закон, суд обоснованно  пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить Кириченко А.И.  лекарственным средством: «***» по рецепту от 02.10.2017.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив 27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует бездействие и ответственность за не обеспечение Кириченко А.И. указанными лекарственными препаратами должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Как указывалось выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность контролировать  наличие в аптечной сети АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том числе инвалидов, лекарственным препаратом «***» было полным и невыдача указанного лекарства    по предъявленному  им рецепту произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  инвалида лекарственным препаратом «***»  носит постоянный характер,  соответственно обеспечение его  указанным препаратом по рецепту от 02.10.2017  в текущем году  не приведет  к тому, что истец будет им обеспечен свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Кириченко А.И. лекарственным препаратом по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Установив, что лекарственным препаратом «***» по рецептам  за февраль и март 2017 года  Кириченко А.И. был обеспечен в полном объеме, т.е. данный препарат ему был выдан в количестве, указанном в рецептах, доказательств того, что истец нуждается в приеме данного лекарства в большем количестве суду не представлено, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований к ГУЗ «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова» об обязании  выписать рецепты на лекарственны2й препарат «***» за февраль и март 2017 года и к Министерства здравоохранения , семьи и социального благополучия Ульяновской области об обязании  обеспечить истца данным препаратом за февраль и март 2017 года.

Решение суда в данной части не оспаривается.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Ленинского района города Ульяновска, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса            Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия   Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: