Судебный акт
О назначении досрочной страховой пенсии
Документ от 03.04.2018, опубликован на сайте 06.04.2018 под номером 72299, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, понуждении к включению в трудовой стаж периодов прохождения военной службы и назначению досрочной трудовой пенсии, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                               Дело № 33-1371/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   3 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управлению Пенсионного фонда                      Российской Федерации в городе Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) на решение Димитровградского городского суда                      Ульяновской области от 12 января 2018 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 февраля 2018 года, по которому постановлено:

Исковые требования Силкина А.А. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) включить  в специальный стаж Силкина Александра Анатольевича, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости по п.п. 1 п. 1 ст.30                       Федерального закона «О страховых пенсиях», период прохождения                        военной службы в Вооруженных Силах СССР с 20 апреля 1984 года                                     по 03 сентября 1986 года и назначить Силкину Александру Анатольевичу досрочную страховую пенсию по старости с 24 ноября 2017 года.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Силкин А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) (далее – ГУ – УПФ РФ в г. Димитровграде Ульяновской области, пенсионный орган) о возложении обязанности включить период службы в армии в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование иска указал, что обратился в ГУ – УПФ РФ в г. Димитровграде Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ – УПФ РФ в г. Димитровграде Ульяновской области от 06.12.2017 ему было отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

При этом в стаж на соответствующих видах работ не был засчитан период прохождения им военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 20.04.1984 по 03.09.1986.

Считал решение пенсионного органа незаконным, нарушающим его пенсионные права.

Просил признать незаконным решение ГУ – УПФ РФ в г. Димитровграде Ульяновской области от 06.12.2017 об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости период прохождения им военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 20.04.1984 по 03.09.1986, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ – УПФ РФ в г. Димитровграде Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указывает, что спорный период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 20.04.1984 по 03.09.1986 не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ, поскольку согласно п. 109 Положения № 590 период службы в Вооруженных Силах СССР приравнивается к работе по Списку № 1, утвержденному в 1956 году, предшествующей данному периоду либо следовавшей за окончанием этого периода. При этом служба, приравниваемая к работе по Спискам, утвержденным в 1956 году, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы.

Отмечает, что период работы с 22.01.1987 по 30.06.1994, следующий за периодом прохождения военной службы, предусмотрен Списком 1991 года, разделом XXII, подразделом 1, позицией 12201000-1754. В списках от 1956 года работа в таких условиях не предусмотрена. Соответственно, по мнению автора жалобы, период прохождения военной службы не может быть приравнен к Списку № 1, поскольку работа, следующая за периодом прохождения военной службы предусмотренная Списками 1991 года, а не Списком № 1, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.

Кроме того, полагает, что при вынесении решении суд первой инстанции не обратил внимание на то обстоятельство, что при включении периода прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР в стаж на соответствующих видах работ, его необходимо исключить из продолжительности страхового стажа. В этом случае пенсия Силкину А.А. не сможет быть назначена с 24.11.2017, поскольку его страховой стаж в данном случае составит уже не 22 года 8 дней, а 19 лет 7 месяцев 24 дня, что менее 20 лет.

В возражениях на апелляционную жалобу Силкин А.А., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменений, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно материалам дела, решением  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) от 06 декабря 2017 года Силкину А.А. отказано в назначении страховой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. При этом в специальный стаж истца включен период с 22 января 1987 года по 30 июня 1994 года (7 лет 5 месяцев 9 дней) в должности слесаря ремонтника энергомеханической службы ОРМ и ОМВиТ в *** (Список №1 1991 года, раздел XXII, подраздел 1, позиция 122201000-1754б). Страховой стаж Силкина А.А. на 24 ноября 2017 года составил 22 года 8 дней.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

При досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" применяются Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"

Согласно абзацам  3 подпунктов "а и б" пункта 1 Постановления   Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно  назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение",  для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г., при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".

Согласно  подпункту "а"  пункта 3 данного Постановления, периоды работы, указанных в абзацах третьих подпунктов  "а и б"  пункта 1 настоящего постановления,  применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), служба в составе Вооруженных Сил СССР  приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах служба в составе Вооруженных Сил СССР, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Из представленной суду копии трудовой книжки истца следует, что истец поступил на работу слесарем-ремонтником энергомеханической службы ОРМ и ОМВиТ в  *** с особо вредными условиями труда непосредственно после службы в рядах Советской Армии.

Согласно спискам  N 1  и №2, утвержденным  постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" были  предусмотрены  в Списке № 1 профессии рабочих, занятых полный рабочий день на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений (без расшифровки наименования профессий).

В связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что период службы истца по призыву с 20.04.1984 по 03.09.1986 – 2 года 4 месяца 14 дней подлежит включению в льготный стаж.

В данной части судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции.

Согласно пунктам 1 и 8 статья 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях»  счисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии (п.1).

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (п.8).

Согласно п.1 ст.12 вышеуказанного закона  в  страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается  период прохождения военной службы.

Таким образом, период службы истца по призыву мог быть по выбору истца включен или в льготный стаж или в страховой 20 летний стаж, которые указаны в пп.1.п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ,  согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона., при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30  мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Истцом заявлены требования о включении периода службы по призыву в специальный стаж (льготный стаж). Ответчиком период службы был включен в страховой стаж. Следовательно, этот период подлежит исключению из страхового стажа. В случае исключения этого стажа, у истца отсутствует необходимый 20 летний страховой стаж, который является вторым условием для назначения досрочной страховой пенсии.

Таким образом, на момент обращения истца 24 ноября 2017 года, у истца отсутствовало одно условие для назначения досрочной страховой пенсии – 20 лет страхового стажа.

Решение в данной части, как принятое с нарушением норм материального права подлежит отмене, с вынесением нового решения, об отказе в назначении Силкину Александру Анатольевичу досрочной страховой пенсии по старости с 24 ноября 2017 года.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области                         от 12 января 2018 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 февраля 2018 года отменить в части назначения Силкину Александру Анатольевичу досрочной страховой пенсии по старости с 24 ноября 2017 года.

Принять в этой части новое решение.

Отказать Силкину Александру Анатольевичу в назначении досрочной страховой пенсии по старости с 24 ноября 2017 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда                      Российской Федерации в городе Димитровграде Ульяновской области (межрайонное)  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: