УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кочергаева О.П. Дело № 33-1371/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
3 апреля 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Чурбановой Е.В.
при секретаре Абросимовой
А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного
учреждения – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в
городе Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12
января 2018 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14
февраля 2018 года, по которому постановлено:
Исковые требования Силкина
А.А. удовлетворить.
Обязать
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации
в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) включить в специальный стаж Силкина
Александра Анатольевича, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости
по п.п. 1 п. 1 ст.30
Федерального закона «О страховых пенсиях», период прохождения военной службы в
Вооруженных Силах СССР с 20 апреля 1984 года по 03
сентября 1986 года и назначить Силкину Александру
Анатольевичу досрочную страховую пенсию по старости с 24 ноября 2017 года.
Заслушав доклад
судьи Мирясовой Н.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Силкин А.А. обратился в суд с
иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской
Федерации в городе Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) (далее – ГУ
– УПФ РФ в г. Димитровграде Ульяновской области, пенсионный орган) о возложении
обязанности включить период службы в армии в специальный стаж, назначении
досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указал, что обратился в ГУ – УПФ РФ в
г. Димитровграде Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии
в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ – УПФ РФ
в г. Димитровграде Ульяновской области от 06.12.2017 ему было отказано в
назначении страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности
стажа на соответствующих видах работ.
При этом в стаж на соответствующих видах работ не был
засчитан период прохождения им военной службы по призыву в Вооруженных Силах
СССР с 20.04.1984 по 03.09.1986.
Считал решение пенсионного органа незаконным, нарушающим
его пенсионные права.
Просил признать незаконным решение ГУ – УПФ РФ в г.
Димитровграде Ульяновской области от 06.12.2017 об отказе в назначении ему
досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в трудовой
стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости период
прохождения им военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 20.04.1984
по 03.09.1986, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента
обращения в пенсионный орган.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ –
УПФ РФ в г. Димитровграде Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых
требований.
Указывает, что
спорный период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с
20.04.1984 по 03.09.1986 не может быть включен в стаж на соответствующих видах
работ, поскольку согласно п. 109 Положения № 590 период службы в Вооруженных
Силах СССР приравнивается к работе по Списку № 1, утвержденному в 1956 году,
предшествующей данному периоду либо следовавшей за окончанием этого периода.
При этом служба, приравниваемая к работе по Спискам, утвержденным в 1956 году,
учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы.
Отмечает, что период
работы с 22.01.1987 по 30.06.1994, следующий за периодом прохождения военной
службы, предусмотрен Списком 1991 года, разделом XXII, подразделом 1, позицией 12201000-1754. В
списках от 1956 года работа в таких условиях не предусмотрена. Соответственно,
по мнению автора жалобы, период прохождения военной службы не может быть приравнен
к Списку № 1, поскольку работа, следующая за периодом прохождения военной
службы предусмотренная Списками 1991 года, а не Списком № 1, утвержденным
постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.
Кроме того,
полагает, что при вынесении решении суд первой инстанции не обратил внимание на
то обстоятельство, что при включении периода прохождения военной службы по
призыву в Вооруженных Силах СССР в стаж на соответствующих видах работ, его
необходимо исключить из продолжительности страхового стажа. В этом случае
пенсия Силкину А.А. не сможет быть назначена с
24.11.2017, поскольку его страховой стаж в данном случае составит уже не 22
года 8 дней, а 19 лет 7 месяцев 24 дня, что менее 20 лет.
В возражениях на
апелляционную жалобу Силкин А.А., полагая решение
суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменений, жалобу – без
удовлетворения.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения
дела.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Согласно
материалам дела, решением Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области
(межрайонное) от 06 декабря 2017 года Силкину А.А.
отказано в назначении страховой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1
статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием
необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. При этом в
специальный стаж истца включен период с 22 января 1987 года по 30 июня 1994
года (7 лет 5 месяцев 9 дней) в должности слесаря ремонтника энергомеханической службы ОРМ и ОМВиТ
в *** (Список №1 1991 года, раздел XXII, подраздел 1, позиция 122201000-1754б). Страховой стаж Силкина А.А. на 24 ноября 2017 года составил 22 года 8
дней.
Основания возникновения и порядок реализации
права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом
от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее -
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января
2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию
по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие
возраста 55 лет (часть 1
статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на
досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30
Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ
страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного статьей 8
этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в
размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по
достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет
и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и
в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее
половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность
страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста,
установленного статьей 8
Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и
женщинам.
При досрочном назначении страховой пенсии по
старости согласно п. 1
Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ,
производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций),
с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах
исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное
обеспечение" применяются Список N 1
производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах,
на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в
которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях,
утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10
"Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и
показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"
Согласно абзацам 3 подпунктов "а и б" пункта 1
Постановления Правительства Российской
Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей
и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и
правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное
пенсионное обеспечение", для учета
периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.,
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на
подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах
применяется Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных
работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, Список № 2
производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в
которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных
размерах, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956
г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и
должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных
условиях и в льготных размерах".
Согласно
подпункту "а" пункта 3
данного Постановления, периоды работы, указанных в абзацах третьих
подпунктов "а и б" пункта 1 настоящего постановления, применяются соответствующие положения пунктов
97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты
государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3
августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и
выплаты государственных пенсий".
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и
выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров
СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке
назначения и выплаты государственных пенсий" предусмотрено, что при
назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости
рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными
условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями
труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), служба в составе
Вооруженных Сил СССР приравнивается по
выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая
предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием
этого периода. В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных
размерах служба в составе Вооруженных Сил СССР, приравниваемая к работе, дающей
право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося
стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных
размерах.
Из представленной суду копии трудовой книжки
истца следует, что истец поступил на работу слесарем-ремонтником энергомеханической службы ОРМ и ОМВиТ
в *** с особо вредными условиями труда
непосредственно после службы в рядах Советской Армии.
Согласно спискам N 1 и
№2, утвержденным постановлением Совета
Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 "Об утверждении списков
производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на
государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах"
были предусмотрены в Списке № 1 профессии рабочих, занятых
полный рабочий день на работах с радиоактивными веществами и источниками
ионизирующих излучений (без расшифровки наименования профессий).
В связи с чем суд первой инстанции пришел к
обоснованному выводу, что период службы истца по призыву с 20.04.1984 по 03.09.1986
– 2 года 4 месяца 14 дней подлежит включению в льготный стаж.
В данной части судебная коллегия соглашается
с решением суда первой инстанции.
Согласно пунктам 1 и 8 статья 13
Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях» счисление страхового стажа производится в
календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11
и 12
настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается
один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой
пенсии (п.1).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на
страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место
до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в
трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством,
действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в
указанный стаж с применением правил
подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в
том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору
застрахованного лица (п.8).
Согласно п.1 ст.12 вышеуказанного закона в
страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности,
которые предусмотрены статьей 11
настоящего Федерального закона, засчитывается
период прохождения военной службы.
Таким
образом, период службы истца по призыву мог быть по выбору истца включен или в
льготный стаж или в страховой 20 летний стаж, которые указаны в пп.1.п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N
400-ФЗ, согласно которому
страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного статьей 8
настоящего Федерального закона., при наличии величины индивидуального
пенсионного коэффициента в размере не менее 30
мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста
45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев
на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и
имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если
указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины
установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа,
страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8
настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы -
мужчинам и женщинам.
Истцом заявлены требования о включении периода службы по
призыву в специальный стаж (льготный стаж). Ответчиком период службы был
включен в страховой стаж. Следовательно, этот период подлежит исключению из
страхового стажа. В случае исключения этого стажа, у истца отсутствует
необходимый 20 летний страховой стаж, который является вторым условием для
назначения досрочной страховой пенсии.
Таким образом, на момент обращения истца 24 ноября 2017 года, у истца отсутствовало
одно условие для назначения досрочной страховой пенсии – 20 лет страхового
стажа.
Решение в данной
части, как принятое с нарушением норм материального права подлежит отмене, с
вынесением нового решения, об отказе в назначении Силкину
Александру Анатольевичу досрочной страховой пенсии по старости с 24 ноября 2017
года.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12 января 2018 года,
с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 февраля 2018 года
отменить в части назначения Силкину Александру
Анатольевичу досрочной страховой пенсии по старости с 24 ноября 2017 года.
Принять в этой части
новое решение.
Отказать Силкину Александру Анатольевичу в назначении досрочной
страховой пенсии по старости с 24 ноября 2017 года.
В остальной части
решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного
учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в
городе Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: