УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Петрова И.И. Дело № 33-891/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
13 марта 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Воронковой
И.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 ноября 2017
года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 декабря 2017
года, по которому постановлено:
Исковые
требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в
интересах Середавиной Алсу Хайдаровны, удовлетворить.
Обязать
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области обеспечить Середавину Алсу Хайдаровну медицинскими изделиями – ***
№ 100 по рецепту лечащего врача от 20 июля 2017 года, лекарственным препаратом
«*** 10 мл по рецепту лечащего врача от 20 июля 2017 года.
Привести
решение суда к немедленному исполнению.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Середавиной А.Х., прокурора Федечко Ф.И.,
полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Железнодорожного
района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Середавиной
А.Х. к Министерству здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении
обязанности обеспечить медицинскими изделиями и лекарственными препаратами. В
обоснование иска указал, что Середавина А.Х., *** года рождения,
страдает заболеванием «***», в связи с чем имеет право на льготы в части
лекарственного обеспечения. 20 июля 2017 года Середавиной А.Х. врачом закрытого
акционерного общества «Проекты в сфере здравоохранения» были выписаны рецепты
на получение медицинских изделий – *** № 100, лекарственного препарата «*** 10
мл. Однако до настоящего времени медицинскими изделиями и лекарственным
препаратом по рецептам от 20 июля 2017 года Середавина А.Х.
не обеспечена по причине их отсутствия в наличии в аптечном пункте акционерного
общества (далее – АО) «УльяновскФармация» и в связи с истекшим сроком действия
выписанных рецептов. Таким образом, права Середавиной А.Х.
на льготное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий нарушены.
Просил суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области обеспечить Середавину
А.Х. ***, *** № 100, лекарственным препаратом «*** 10 мл по
выписанным рецептам от 20 июля 2017 года.
Определением
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 ноября 2017 года производство по
гражданскому делу по иску прокурора Железнодорожного
района г. Ульяновска в интересах Середавиной А.Х.
к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями и
лекарственными препаратами в части обеспечения медицинскими изделиями – ***
по рецепту врача от 20 июля 2017 года прекращено в связи с
отказом Середавиной А.Х. от иска в этой части.
Суд привлек к участию в деле
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, государственное учреждение здравоохранения
«Городская поликлиника № 1 имени С.М. Кирова» и, рассмотрев заявленные требования по
существу, постановил приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить и принять новое решение. Указывает, что Министерством закупались
медицинские изделия – *** по соответствующим государственным контрактам.
Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21
ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об
утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также
форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления
указанных бланков, их учёта и хранения», назначение и выписывание лекарственных
препаратов осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера
заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для
обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что
необеспечение Середавиной А.Х. ***, лекарственным
препаратом «*** по выписанным рецептам от 20 июля 2017 года возникло по вине АО
«УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению
наличия медицинских изделий, лекарственного препарата и их отпуску по
выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта.
Обращает внимание, что дальнейшее обеспечение Середавиной А.Х. спорными
лекарственными препаратами, медицинскими изделиями Министерством
осуществляется. По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по
льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не
может быть назначено по решению суда. Отмечает, что лекарственные препараты
имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Кроме того, медицинские
показания могут измениться и Середавина А.Х., возможно, будет
обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.
Увеличивать дозировку и выписывать лекарства и медицинские изделия впрок
действующее законодательство лечащего врача не обязывает.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и
третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии
с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Порядок оказания
медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37
Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской
помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень
включено заболевание «***», лица, страдающие данным заболеванием подлежат
обеспечению по рецептам врачей бесплатно всеми лекарственными препаратами и
медицинскими изделиями.
Из данного
нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным
категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам
врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, Середавина А.Х. страдает хроническим
заболеванием «***».
Лечащим врачом 20
июля 2017 года Середавиной А.Х. были выписаны рецепты на бесплатное получение
лекарственных препаратов и медицинских изделий: *** № 100, *** ***
Однако лекарственным
препаратом и медицинскими изделиями по названным рецептам Середавина А.Х. не
обеспечена, в связи с чем прокурор, действуя в ее интересах, обратился в суд с
настоящим иском.
Удовлетворяя
заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению
Середавиной А.Х. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями, суд
правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на
него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным
препаратом и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав
истца на бесплатную медицинскую помощь.
При этом суд
правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Середавиной
А.Х. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области.
Судебная коллегия
соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических
обстоятельствах дела.
Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение
Середавиной А.Х. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями
осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не
опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
Довод апелляционной
жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов
может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения
суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о
ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а
не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах. При этом на Министерство возложена
обязанность обеспечить Середавину А.Х. лекарственным препаратом и медицинскими
изделиями по конкретным рецептам врача.
Утверждения Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том,
что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком,
несостоятельны.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №
14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).
Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на
территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны
здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной
семейной политики и демографической политики Российской Федерации.
Министерство является правопреемником Министерства
здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и
социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в
пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).
Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления
здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает
в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства
Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний,
организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения
Ульяновской области;
разрабатывает, вносит на утверждение Правительства
Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории
Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного
медицинского страхования;
реализует мероприятия по обеспечению лекарственными
препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими
изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц,
относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения».
Из приведенных
правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской
области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на
обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу
которых относится Середавина А.Х.
В силу изложенного
решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 16 ноября 2017 года, с учетом определения того же суда об
исправлении описки от 27 декабря 2017 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи