Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 13.03.2018, опубликован на сайте 26.03.2018 под номером 71965, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                       Дело № 33-891/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  13 марта 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска                         от 16 ноября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 декабря 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в интересах Середавиной Алсу Хайдаровны, удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Середавину Алсу Хайдаровну                  медицинскими изделиями – *** № 100 по рецепту лечащего врача от 20 июля 2017 года, лекарственным препаратом «*** 10 мл по рецепту лечащего врача от 20 июля 2017 года.

Привести решение суда к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Середавиной А.Х., прокурора Федечко Ф.И., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Середавиной А.Х. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями и лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что Середавина А.Х., *** года рождения, страдает заболеванием «***», в связи с чем имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения. 20 июля 2017 года Середавиной А.Х. врачом закрытого акционерного общества «Проекты в сфере здравоохранения» были выписаны рецепты на получение медицинских изделий – *** № 100, лекарственного препарата «*** 10 мл. Однако до настоящего времени медицинскими изделиями и лекарственным препаратом по рецептам от 20 июля 2017 года Середавина А.Х. не обеспечена по причине их отсутствия в наличии в аптечном пункте акционерного общества (далее – АО) «УльяновскФармация» и в связи с истекшим сроком действия выписанных рецептов. Таким образом, права Середавиной А.Х. на льготное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий нарушены. Просил суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Середавину А.Х. ***, *** № 100, лекарственным препаратом «*** 10 мл по выписанным рецептам от 20 июля 2017 года.

Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 ноября 2017 года производство по гражданскому делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Середавиной А.Х. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями и лекарственными препаратами в части обеспечения медицинскими изделиями – *** по рецепту врача от 20 июля 2017 года прекращено в связи с отказом Середавиной А.Х. от иска в этой части.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 1 имени С.М. Кирова» и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что Министерством закупались медицинские изделия – *** по соответствующим государственным контрактам. Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что необеспечение Середавиной А.Х. ***, лекарственным препаратом «*** по выписанным рецептам от 20 июля 2017 года возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий, лекарственного препарата и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Обращает внимание, что дальнейшее обеспечение Середавиной А.Х. спорными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями Министерством осуществляется. По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Отмечает, что лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Кроме того, медицинские показания могут измениться и Середавина А.Х., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Увеличивать дозировку и выписывать лекарства и медицинские изделия впрок действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень включено заболевание «***», лица, страдающие данным заболеванием подлежат обеспечению по рецептам врачей бесплатно всеми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Середавина А.Х. страдает хроническим заболеванием «***».

Лечащим врачом 20 июля 2017 года Середавиной А.Х. были выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий: *** № 100, *** ***

Однако лекарственным препаратом и медицинскими изделиями по названным рецептам Середавина А.Х. не обеспечена, в связи с чем прокурор, действуя в ее интересах, обратился в суд с настоящим иском. 

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Середавиной А.Х. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Середавиной А.Х. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение Середавиной А.Х. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.  

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Середавину А.Х. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Середавина А.Х.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 ноября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи