Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 27.02.2018, опубликован на сайте 07.03.2018 под номером 71785, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ибрагимова Е.А.                                                 Дело № 33-759/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              27 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска                         от 14 ноября 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Гришину Ираиду Никитичну лекарственным препаратом «***» в соответствии с выписанным 07 июля 2017 года  рецептом серии ***; изделием медицинского назначения «*** № 100» в соответствии с выписанным 09 июня 2017 года рецептом серии ***; изделием медицинского назначения «***» в соответствии с выписанным 07 июля 2017 года рецептом серии ***.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Гришиной И.Н. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, медицинскими изделиями. В обоснование иска указал, что Гришина И.Н., *** года рождения, наблюдается в государственном учреждении здравоохранения «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова» с диагнозом «***». По медицинским показаниям Гришиной И.Н. необходимо употребление препарата «***» по 20 мг в/м 1 раз в 28 дней. 7 июля 2017 года лечащим врачом Гришиной И.Н. выписан рецепт серии *** на получение лекарственного препарата «***», однако указанным препаратом она обеспечена не была. Кроме того, для производства *** Гришиной И.Н. необходимы ***. 9 июня 2017 года лечащим врачом Гришиной И.Н. выписан рецепт серии *** на медицинские изделия «*** № 100» в количестве 0,4 упаковки. Однако до настоящего времени медицинскими изделиями по указанному рецепту Гришина И.Н. не обеспечена. Также Гришиной И.Н. ежедневно необходимо производить ***. 7 июля 2017 года лечащим врачом Гришиной И.Н. выписан рецепт серии *** на изделия медицинского назначения «***» в количестве 1 упаковки. Однако до настоящего времени медицинскими изделиями по указанному рецепту она также не обеспечена. Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Гришину И.Н. лекарственным препаратом «***» по рецепту от 7 июля 2017 года серии ***, изделием медицинского назначения «*** № 100» по рецепту от 9 июня 2017 года серии ***, изделием медицинского назначения «***» по рецепту от 7 июля 2017 года серии ***.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, акционерное общество «УльяновскФармация» и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что Министерством закупались медицинские изделия – ***», *** на основании государственного контракта. Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что необеспечение Гришиной И.Н. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Также отмечает, что дальнейшее обеспечение Гришиной И.Н. лекарственным препаратом «***» и спорными медицинскими изделиями Министерством осуществляется. Кроме того, медицинские показания могут измениться и Гришина И.Н., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района г.Ульяновска, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень включено заболевание «***», лица, страдающие данным заболеванием подлежат обеспечению по рецептам врачей бесплатно всеми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Гришина И.Н. страдает рядом хронических заболеваний, имеет диагнозы: ***.

Лечащим врачом Гришиной И.Н. были выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий: 09 июня 2017 года на *** № 100; 07 июля 2017 года – на ***, на лекарственный препарат ***.

Однако лекарственным препаратом и медицинскими изделиями по названным рецептам Гришина И.Н. не обеспечена, в связи с чем прокурор, действуя в ее интересах, обратился в суд с настоящим иском. 

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Гришиной И.Н. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Гришиной И.Н. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение Гришиной И.Н. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.  

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Гришину И.Н. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Гришина И.Н.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи