УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Ибрагимова Е.А. Дело № 33-759/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
27 февраля 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Чурбановой Е.В.
при секретаре Воронковой
И.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 ноября 2017
года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора
Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечить Гришину Ираиду Никитичну лекарственным препаратом «***» в
соответствии с выписанным 07 июля 2017 года рецептом серии ***; изделием медицинского
назначения «*** № 100» в соответствии с выписанным 09
июня 2017 года рецептом серии ***; изделием медицинского назначения «***»
в
соответствии с выписанным 07 июля 2017 года рецептом серии ***.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ленинского
района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Гришиной И.Н. к
Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области (далее – Министерство) о возложении обязанности обеспечить
лекарственным препаратом, медицинскими изделиями. В обоснование иска указал,
что Гришина И.Н., *** года рождения, наблюдается в государственном учреждении здравоохранения «Городская
поликлиника № 1 им. С.М. Кирова» с диагнозом «***». По медицинским показаниям Гришиной
И.Н. необходимо употребление препарата «***» по 20 мг в/м 1 раз в 28 дней. 7
июля 2017 года лечащим врачом Гришиной И.Н. выписан рецепт серии *** на получение лекарственного
препарата «***», однако указанным препаратом она обеспечена не была. Кроме того, для
производства *** Гришиной И.Н. необходимы ***. 9 июня 2017 года лечащим врачом
Гришиной И.Н. выписан рецепт серии *** на медицинские изделия «*** № 100» в
количестве 0,4 упаковки. Однако до настоящего времени медицинскими изделиями по
указанному рецепту Гришина И.Н. не обеспечена. Также Гришиной И.Н. ежедневно
необходимо производить ***. 7 июля 2017 года лечащим врачом Гришиной И.Н.
выписан рецепт серии *** на изделия медицинского назначения «***» в количестве
1 упаковки. Однако до настоящего времени медицинскими изделиями по указанному
рецепту она также не обеспечена. Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи
и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Гришину
И.Н. лекарственным препаратом «***» по рецепту от 7 июля 2017 года серии ***,
изделием медицинского назначения «*** № 100» по рецепту от 9 июня
2017 года серии ***, изделием медицинского назначения «***»
по рецепту от 7 июля 2017 года серии ***.
Суд привлек к
участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, Территориальный орган Федеральной службы по
надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, акционерное общество «УльяновскФармация»
и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше
решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять новое решение. Указывает, что Министерством закупались медицинские
изделия – ***», *** на основании государственного контракта. Обращает внимание,
что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом
Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка
назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных
бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их
учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов
осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только
выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица
лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что необеспечение
Гришиной И.Н. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возникло по
вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по
обеспечению наличия медицинских изделий и их отпуску по выписанным льготным
рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора
жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться
в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда.
Также отмечает, что дальнейшее обеспечение Гришиной И.Н. лекарственным
препаратом «***» и спорными медицинскими изделиями Министерством осуществляется.
Кроме того, медицинские показания могут измениться и Гришина И.Н., возможно,
будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными
препаратами.
В возражениях на
апелляционную жалобу прокурор Ленинского района г.Ульяновска, Территориальный
орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской
области, полагая решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без
изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса,
извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции надлежащим образом.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
приходит к следующему.
Порядок оказания
медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37
Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской
помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень
включено заболевание «***», лица, страдающие данным заболеванием подлежат
обеспечению по рецептам врачей бесплатно всеми лекарственными препаратами и
медицинскими изделиями.
Из данного
нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным
категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам
врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, Гришина И.Н. страдает рядом хронических
заболеваний, имеет диагнозы: ***.
Лечащим врачом
Гришиной И.Н. были выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственных
препаратов и медицинских изделий: 09 июня 2017 года на *** № 100; 07 июля 2017
года – на ***, на лекарственный препарат ***.
Однако лекарственным
препаратом и медицинскими изделиями по названным рецептам Гришина И.Н. не
обеспечена, в связи с чем прокурор, действуя в ее интересах, обратился в суд с
настоящим иском.
Удовлетворяя
заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению
Гришиной И.Н. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями, суд правильно
пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него
обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом
и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на
бесплатную медицинскую помощь.
При этом суд
правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Гришиной
И.Н. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области.
Судебная коллегия
соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических
обстоятельствах дела.
Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение
Гришиной И.Н. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями осуществляется,
не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы
о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
Довод апелляционной
жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов
может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения
суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о
ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а
не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах. При этом на Министерство возложена
обязанность обеспечить Гришину И.Н. лекарственным препаратом и медицинскими
изделиями по конкретным рецептам врача.
Утверждения
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим
ответчиком, несостоятельны.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №
14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).
Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на
территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны
здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной
семейной политики и демографической политики Российской Федерации.
Министерство является правопреемником Министерства
здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и
социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в
пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).
Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления
здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает
в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства
Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний,
организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения
Ульяновской области;
разрабатывает, вносит на утверждение Правительства
Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории
Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного
медицинского страхования;
реализует мероприятия по обеспечению лекарственными
препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими
изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц,
относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения».
Из приведенных
правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской
области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на
обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу
которых относится Гришина И.Н.
В силу изложенного
решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь статьей
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 14 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи