Судебный акт
Оспаривание решения о депортации
Документ от 27.02.2018, опубликован на сайте 02.03.2018 под номером 71681, 2-я гражданская, о признании незаконным решения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й     О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Вериялова Н.В.                                                        Дело № 33а-843/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город  Ульяновск                                                                 27 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

Председательствующего Трифоновой Т.П.,

судей  Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 октября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 18 декабря 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Х*** Ю*** Е***  удовлетворить.

Признать незаконным решение УМВД России по Ульяновской области от 08.09.2017 о депортации гражданина У*** Х*** Ю*** Е***, *** года рождения, за пределы Российской Федерации.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя УМВД России по Ульяновской области Бердникова О.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Х*** Ю.Е. – Логинова С.М., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Х***. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел России по Ульяновской области о признании незаконным решения о депортации его за пределы Российской Федерации.

В обоснование иска указал, что является гражданином У***, прибыл в Российскую Федерацию 12.01.2012 с целью воссоединения со своей матерью, гражданкой РФ, являющейся пенсионеркой и нуждающейся в уходе. Других родственников на территории У*** у него нет. По приезду в Российскую Федерацию проживал по адресу, где зарегистрирована  его мать: г. У***, ***-й пер. Т***

10.02.2012 он обратился в УФМС России по Ульяновской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание. Однако решением УФМС России по Ульяновской области № 10268 от 28.03.2012 в выдаче разрешения на временное проживание ему было отказано на основании п.п. 13 п.1 ст.7 Федерального закона РФ «О правовом положении иностранных граждан РФ» - в связи с  наличием у него  заболевания - ***.

15.08.2012 Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении него было вынесено  распоряжение №2883 «О нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации».

На основании вышеуказанного распоряжения заместитель начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области 08.09.2017 вынес решение о депортации его за пределы Российской Федерации.

Решение Управления по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области истец считает незаконным, поскольку он еще в 2012 году встал на учет в ГУЗ *** в г.У*** и до настоящего времени проходит лечение. В настоящее время болезнь находится в стадии ремиссии. Никакой угрозы здоровью населения РФ он не представляет. Возвращение в У*** будет сопряжено с опасностью для его жизни. В У*** у нет  ни жилья, ни родственников. В России проживает его мать, которая является гражданкой РФ и имеет в собственности жилье.

В связи с  этим истец просил признать незаконным решение заместителя начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области от 08.09.2017 о депортации его за пределы РФ.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УМВД России по Ульяновской области не соглашается с решением, просит его отменить как незаконное, необоснованное.

В обоснование жалобы указывает, что решение о депортации принято во исполнение решения о нежелательности пребывания (проживания) Х*** в Российской Федерации № 2883 от 15.08.2012.

Также судом не учтено, что указанное решение принято, в том числе, на основании представления Прокуратуры Ульяновской области от 10.04.2017 об устранении нарушений миграционного законодательства.

В настоящее время законных оснований для проживания Х*** Ю.Е. на территории РФ не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу Х*** просит оставить решение суда без изменения.

 

В судебное заседание не явились Х*** Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, Управления по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Х*** является гражданином У***.

На территории РФ он проживает по адресу: г.У****** пер. Т***, вместе со своей матерью Б*** Г.В., *** года рождения, являющейся гражданкой РФ, пенсионеркой. По указанному адресу он был зарегистрирован до 11.04.2012.

10.02.2012 Х*** обратился в УФМС России по Ульяновской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в РФ.

Решением УФМС России по Ульяновской области от 28.03.2012 в выдаче разрешения на временное проживание в РФ ему было отказано со ссылкой на то, что он является больным ***.

Правомерность указанного решения была подтверждена решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19.04.2012. Решение суда вступило в законную силу 19.06.2012.

25.08.2012 Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  в отношении Х*** как гражданина Украины, принято решение №2883 о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации в связи с выявлением у него заболевания, вызванного *** (код по МКБ – ***).

Правомерность указанного решения была подтверждена решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19.09.2012. 

28.08.2012 Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области направило в адрес Х*** уведомление о принятом решении, в котором указало на необходимость выезда из Российской Федерации до 08.09.2012. Также ему было разъяснено, что в случае невыезда в указанный срок он подлежит депортации.

08.09.2017 в отношении Х*** УМВД России по Ульяновской области принято решение о депортации за пределы Российской Федерации со ссылкой на п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Решением Новомалыклинского районного суда Ульяновской области от 08.09.2017 Управлению Министерства внутренних дел России по Ульяновской области отказано в иске о помещении гражданина У*** Х*** подлежащего депортации, в центр временного пребывания граждан.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о незаконности решения УМВД России по Ульяновской области от 08.09.2017 о депортации Х*** за пределы Российской Федерации. 

Согласно п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ  в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

В данном случае решение о депортации Х*** принято исключительно ввиду наличия в отношении него решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  от 25.08.2012 о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации в связи с выявлением у него заболевания, вызванного *** (код по МКБ – ***).

На момент принятия  Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  решения о нежелательности пребывания (проживания) Х*** на территории Российской Федерации в связи с выявлением у него заболевания, вызванного *** (25.08.2012), указанное решение соответствовало положениям действующего законодательства. Вместе с тем Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.03.2015 № 4-П взаимосвязанные положения ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», пп. 13 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и п. 2 ст. 11 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 38 (части 1 и 2), 45, 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения позволяют принимать в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, члены семьи которого постоянно проживают на территории Российской Федерации, решение о нежелательности его проживания в Российской Федерации и о его депортации либо об отказе такому лицу во въезде в Российскую Федерацию, в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации или об аннулировании ранее выданного разрешения исключительно на основании факта наличия у такого лица ВИЧ-инфекции, при отсутствии как нарушений с его стороны требований, которые установлены законодательством в отношении ВИЧ-инфицированных лиц и направлены на предотвращение дальнейшего распространения данного заболевания, так и иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к этому лицу подобных ограничений.

Федеральным законом от 30.12.2015 № 438-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части права иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), на пребывание и проживание в Российской Федерации, вступившие в законную силу с 10.01.2016.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 270-ФЗ внесены  изменения в статью 25.10  Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Так, частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в редакции вышеприведенного Федерального закона, установлено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». При подтверждении факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, такое решение подлежит отмене. В случае отказа иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием у указанного иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, проходить лечение в Российской Федерации и выезда в целях прохождения лечения в другое государство действие такого решения может быть приостановлено. Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 3 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), в случае, если указанные иностранные граждане и лица без гражданства имеют членов семьи (супруга (супругу), детей (в том числе усыновленных), родителей (в том числе приемных) - граждан Российской Федерации либо иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и при этом отсутствуют нарушения ими законодательства Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции: не принимается решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в целях обеспечения защиты здоровья населения, если в отношении указанных иностранных граждан и лиц без гражданства отсутствуют иные основания для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, предусмотренные частью четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, предусмотренные статьей 26 и частью первой статьи 27 указанного Федерального закона.

Учитывая вышеприведенные изменения законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку решение Роспотребнадзора по Ульяновской области от 25.08.2012 о нежелательности пребывания в Российской Федерации Х*** принято исключительно на основании факта наличия у него ***,  а решение о депортации Х*** от 08.09.2017  принято во исполнение указанного выше решения без выяснения необходимых иных обстоятельств: о наличии у Х*** матери и отчима - граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, об отсутствии со стороны Х*** нарушений законодательства Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции, указанное решение является незаконным.

При этом  из материалов дела следует, что Х*** состоит на диспансерном учете в ГУЗ *** в г.У*** с 13.02.2012.  Согласно справкам по состоянию на 13.09.2012, на 13.02.2013, на 27.02.2015, на 22.09.2017 у него установлена ремиссия на фоне проводимой *** (л.д. 69-73). Таким образом,  оснований для депортации Х*** в связи с наличием у него заболевания *** не имеется.

Кроме того, на территории РФ Х*** проживает вместе со своей матерью Б*** Г.В., являющейся гражданкой РФ.

Довод апелляционной жалобы о том, что решение о депортации было принято во исполнение представления Прокуратуры Ульяновской области от 10.04.2017 на правильность решения суда первой инстанции не влияет.

Учитывая, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с положениями действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 октября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 18 декабря 2017 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: