У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Вериялова
Н.В.
Дело № 33а-843/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 27 февраля 2018 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
Председательствующего
Трифоновой Т.П.,
судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,
при секретаре
Бешановой Э.Е.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления
Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 октября 2017 года, с
учетом определения того же суда об исправлении описки от 18 декабря 2017 года,
по которому постановлено:
Исковые требования Х***
Ю*** Е*** удовлетворить.
Признать незаконным
решение УМВД России по Ульяновской области от 08.09.2017 о депортации
гражданина У*** Х*** Ю*** Е***, *** года рождения, за пределы Российской
Федерации.
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя УМВД России по Ульяновской
области Бердникова О.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения
представителя Х*** Ю.Е. – Логинова С.М., просившего решение суда оставить без
изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А
:
Х***. обратился в
суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних
дел России по Ульяновской области о признании незаконным решения о депортации
его за пределы Российской Федерации.
В обоснование иска
указал, что является гражданином У***, прибыл в Российскую Федерацию 12.01.2012
с целью воссоединения со своей матерью, гражданкой РФ, являющейся пенсионеркой
и нуждающейся в уходе. Других родственников на территории У*** у него нет. По
приезду в Российскую Федерацию проживал по адресу, где зарегистрирована его мать: г. У***, ***-й пер. Т***
10.02.2012 он
обратился в УФМС России по Ульяновской области с заявлением о выдаче разрешения
на временное проживание. Однако решением УФМС России по Ульяновской области №
10268 от 28.03.2012 в выдаче разрешения на временное проживание ему было
отказано на основании п.п. 13 п.1 ст.7 Федерального закона РФ «О правовом
положении иностранных граждан РФ» - в связи с
наличием у него заболевания - ***.
15.08.2012
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека в отношении него было вынесено
распоряжение №2883 «О нежелательности пребывания (проживания)
иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации».
На основании
вышеуказанного распоряжения заместитель начальника Управления по вопросам
миграции УМВД России по Ульяновской области 08.09.2017 вынес решение о
депортации его за пределы Российской Федерации.
Решение Управления
по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области истец считает
незаконным, поскольку он еще в 2012 году встал на учет в ГУЗ *** в г.У*** и до
настоящего времени проходит лечение. В настоящее время болезнь находится в
стадии ремиссии. Никакой угрозы здоровью населения РФ он не представляет.
Возвращение в У*** будет сопряжено с опасностью для его жизни. В У*** у
нет ни жилья, ни родственников. В России
проживает его мать, которая является гражданкой РФ и имеет в собственности
жилье.
В связи с этим истец просил признать незаконным решение
заместителя начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по
Ульяновской области от 08.09.2017 о депортации его за пределы РФ.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе УМВД России по Ульяновской области не
соглашается с решением, просит его отменить как незаконное, необоснованное.
В обоснование жалобы указывает, что решение о депортации принято во исполнение решения о
нежелательности пребывания (проживания) Х*** в Российской Федерации № 2883 от
15.08.2012.
Также судом не
учтено, что указанное решение принято, в том числе, на основании представления
Прокуратуры Ульяновской области от 10.04.2017 об устранении нарушений миграционного
законодательства.
В настоящее время
законных оснований для проживания Х*** Ю.Е. на территории РФ не имеется.
В возражениях на апелляционную
жалобу Х*** просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание не явились Х*** Управления Роспотребнадзора по
Ульяновской области, Управления по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской
области. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия
приходит к следующему.
В ходе рассмотрения
дела установлено, что Х*** является гражданином У***.
На территории РФ он
проживает по адресу: г.У****** пер. Т***, вместе со своей матерью Б*** Г.В., ***
года рождения, являющейся гражданкой РФ, пенсионеркой. По указанному адресу он
был зарегистрирован до 11.04.2012.
10.02.2012 Х***
обратился в УФМС России по Ульяновской области с заявлением о выдаче разрешения
на временное проживание в РФ.
Решением УФМС России
по Ульяновской области от 28.03.2012 в выдаче разрешения на временное
проживание в РФ ему было отказано со ссылкой на то, что он является больным ***.
Правомерность
указанного решения была подтверждена решением Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 19.04.2012. Решение суда вступило в законную силу 19.06.2012.
25.08.2012 Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека в отношении Х*** как гражданина
Украины, принято решение №2883 о нежелательности пребывания (проживания) на
территории Российской Федерации в связи с выявлением у него заболевания,
вызванного *** (код по МКБ – ***).
Правомерность
указанного решения была подтверждена решением Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 19.09.2012.
28.08.2012
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области направило в адрес Х***
уведомление о принятом решении, в котором указало на необходимость выезда из
Российской Федерации до 08.09.2012. Также ему было разъяснено, что в случае
невыезда в указанный срок он подлежит депортации.
08.09.2017 в отношении
Х*** УМВД России по Ульяновской области принято решение о депортации за пределы
Российской Федерации со ссылкой на п. 11 ст. 31 Федерального закона от
25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Решением Новомалыклинского
районного суда Ульяновской области от 08.09.2017 Управлению Министерства
внутренних дел России по Ульяновской области отказано в иске о помещении
гражданина У*** Х*** подлежащего депортации, в центр временного пребывания
граждан.
При рассмотрении
дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о незаконности решения
УМВД России по Ульяновской области от 08.09.2017 о депортации Х*** за пределы
Российской Федерации.
Согласно п. 11 ст.
31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных
граждан в РФ в случае, если федеральным
органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении
иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение
о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное
решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный
орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о
депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного
договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного
иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В данном случае
решение о депортации Х*** принято исключительно ввиду наличия в отношении него
решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека от 25.08.2012 о
нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации в
связи с выявлением у него заболевания, вызванного *** (код по МКБ – ***).
На момент
принятия Федеральной службой по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решения о нежелательности пребывания
(проживания) Х*** на территории Российской Федерации в связи с выявлением у
него заболевания, вызванного *** (25.08.2012), указанное решение
соответствовало положениям действующего законодательства. Вместе с тем Постановлением
Конституционного Суда Российской Федерации от 12.03.2015 № 4-П взаимосвязанные
положения ч. 4 ст.
25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации
и въезда в Российскую Федерацию», пп. 13 п. 1
ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации» и п. 2 ст. 11
Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации
заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» были
признаны не соответствующими Конституции
Российской Федерации, ее статьям 19
(части 1 и 2),
38 (части 1
и 2),
45,
46 (части 1
и 2)
и 55 (часть 3),
в той мере, в какой эти положения позволяют принимать в отношении иностранного
гражданина или лица без гражданства, члены семьи которого постоянно проживают
на территории Российской Федерации, решение о нежелательности его проживания в
Российской Федерации и о его депортации либо об отказе такому лицу во въезде в
Российскую Федерацию, в выдаче разрешения на временное проживание в Российской
Федерации или об аннулировании ранее выданного разрешения исключительно на
основании факта наличия у такого лица ВИЧ-инфекции, при отсутствии как
нарушений с его стороны требований, которые установлены законодательством в
отношении ВИЧ-инфицированных лиц и направлены на предотвращение дальнейшего
распространения данного заболевания, так и иных обстоятельств,
свидетельствующих о необходимости применения к этому лицу подобных ограничений.
Федеральным законом
от 30.12.2015 № 438-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части права иностранных граждан и лиц без гражданства,
страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекцией), на пребывание и проживание в Российской Федерации, вступившие
в законную силу с 10.01.2016.
Федеральным законом
от 29.07.2017 № 270-ФЗ внесены изменения
в статью 25.10 Федерального закона от
15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию».
Так, частью 4
статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке
выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в редакции
вышеприведенного Федерального закона, установлено, что в отношении иностранного
гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории
Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую
Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного
гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской
Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности
государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях
защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов
других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания)
данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской
Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем
вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ
«О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания,
вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». При подтверждении
факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для
окружающих, иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении
которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской
Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью
населения, такое решение подлежит отмене. В случае отказа иностранного
гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о
нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с
наличием у указанного иностранного гражданина или лица без гражданства
инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, проходить
лечение в Российской Федерации и выезда в целях прохождения лечения в другое
государство действие такого решения может быть приостановлено. Порядок
принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности
пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в
Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти,
уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Согласно части 3 ст.
11 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении
распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», в отношении иностранных граждан и лиц
без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекцией), в случае, если указанные иностранные граждане и лица
без гражданства имеют членов семьи (супруга (супругу), детей (в том числе
усыновленных), родителей (в том числе приемных) - граждан Российской Федерации
либо иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на
территории Российской Федерации, и при этом отсутствуют нарушения ими
законодательства Российской Федерации о предупреждении распространения
ВИЧ-инфекции: не принимается решение о нежелательности пребывания (проживания)
в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию
в целях обеспечения защиты здоровья населения, если в отношении указанных
иностранных граждан и лиц без гражданства отсутствуют иные основания для
принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской
Федерации, предусмотренные частью
четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №
114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую
Федерацию», или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию,
предусмотренные статьей 26
и частью первой
статьи 27 указанного Федерального закона.
Учитывая
вышеприведенные изменения законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному
выводу о том, что, поскольку решение Роспотребнадзора по Ульяновской области от
25.08.2012 о нежелательности пребывания в Российской Федерации Х*** принято
исключительно на основании факта наличия у него ***, а решение о депортации Х*** от
08.09.2017 принято во исполнение
указанного выше решения без выяснения необходимых иных обстоятельств: о наличии
у Х*** матери и отчима - граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на
территории Российской Федерации, об отсутствии со стороны Х*** нарушений
законодательства Российской Федерации о предупреждении распространения
ВИЧ-инфекции, указанное решение является незаконным.
При этом из материалов дела следует, что Х*** состоит
на диспансерном учете в ГУЗ *** в г.У*** с 13.02.2012. Согласно справкам по состоянию на 13.09.2012,
на 13.02.2013, на 27.02.2015, на 22.09.2017 у него установлена ремиссия на фоне
проводимой *** (л.д. 69-73). Таким образом,
оснований для депортации Х*** в связи с наличием у него заболевания ***
не имеется.
Кроме того, на
территории РФ Х*** проживает вместе со своей матерью Б*** Г.В., являющейся
гражданкой РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение
о депортации было принято во исполнение представления Прокуратуры Ульяновской
области от 10.04.2017 на правильность решения суда первой инстанции не влияет.
Учитывая, что решение суда первой инстанции
принято в соответствии с положениями действующего законодательства, оснований
для его отмены не имеется.
Руководствуясь
статьями ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 19 октября 2017 года, с учетом определения
того же суда об исправлении описки от 18 декабря 2017 года, оставить без
изменения, а апелляционную
жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: