Судебный акт
Об устранении свалки ТБО
Документ от 13.02.2018, опубликован на сайте 21.02.2018 под номером 71503, 2-я гражданская, о возложении обязанности устранить нарушения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                      Дело № 33а-666/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             13 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 ноября 2017 года, по которому постановлено:

 

административный иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска  удовлетворить.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность принять меры к организации деятельности по ликвидации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером ***, в юго-восточном направлении от дома № 23 по ул. Урицкого в г. Ульяновске.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Колгановой Е.А., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности принять меры к организации деятельности по устранению свалки твердых бытовых отходов. Указал, что в ходе прокурорской проверки в деятельности администрации города Ульяновска выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Установлено место расположения несанкционированной свалки твердых бытовых и строительных отходов на земельном участке с кадастровым номером ***, в юго-восточном направлении от дома № 23 по ул. Урицкого в г. Ульяновске. Мер по очистке загрязненной территории администрацией города Ульяновска не принимается. Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей города на благоприятную окружающую среду. Эксплуатация свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, вспышке и распространению инфекционных заболеваний. Просил возложить на администрацию города Ульяновска обязанность принять меры к организации деятельности по сбору твердых бытовых отходов, расположенных на указанном земельном участке.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление по благоустройству администрации города Ульяновска, Правительство Ульяновской области, Агентство госимущества и земельных отношений Ульяновской области, администрация Ленинского района г. Ульяновска.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Ссылается на положения Федерального закона от 24.06.1998     № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск», согласно которым на органах местного самоуправления лежит обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых отходов. Вины администрации города Ульяновска в образовании свалки не имеется. Несанкционированная свалка образована неустановленными лицами, и обязанность по её ликвидации должна быть возложена на лиц, разместивших отходы и мусор в несанкционированном месте. Судом на администрацию города необоснованно возложены функции хозяйствующего субъекта по ликвидации свалки.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района              г. Ульяновска считает решение законным и обоснованным.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учетом мнения прокурора, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

По делу установлено, что в ходе организованной прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды на земельном участке с кадастровым номером *** в юго-восточном направлении от дома № 23 по ул. Урицкого г. Ульяновска установлено место расположения несанкционированной свалки твердых бытовых и строительных отходов в виде полиэтиленовых и бумажных пакетов, железобетонных блоков, кирпичей и досок. Объем свалки составляет 750 куб.м. Несанкционированная свалка расположена в границах муниципального образования «город Ульяновск».

Данный факт подтвержден актами обследования территории от 04.08.2017 и от 19.10.2017, составленными представителями прокуратуры Ленинского района             г. Ульяновска и Управления по благоустройству администрации города Ульяновска.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (ст. 3).

Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.

Аналогичные положения закреплены в Уставе муниципального образования «город Ульяновск» (п. 27 ст. 3).

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Приведенные правовые нормы относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Положения ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

Состав отходов указанной свалки свидетельствует об образовании отходов в результате жизнедеятельности населения.

Суду не представлено доказательств принятия каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по несанкционированному складированию отходов, а также позволяющих установить лиц, виновных в образовании несанкционированной свалки.

В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Принимая во внимание названные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию города Ульяновска обязанность принять меры к ликвидации несанкционированной свалки. При этом судом обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что несанкционированная свалка располагается в черте города Ульяновска, в границах муниципального образования «город Ульяновск».

Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Приведенные в жалобе обстоятельства были предметом рассмотрения суда, и в решении им дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться.

Обжалуемое решение является правильным, основано на полной и объективной оценке представленных в дело доказательств, верном применении и толковании норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 ноября 2017 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: