У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Тураева Т.Е.
Дело № 33а-666/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 13
февраля 2018 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Полуэктовой С.К.,
судей Васильевой
Е.В., Лифановой З.А.,
при секретаре
Бешановой Э.Е.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города
Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 ноября
2017 года, по которому постановлено:
административный иск
прокурора Ленинского района г. Ульяновска
удовлетворить.
Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность принять меры к
организации деятельности по ликвидации свалки твердых бытовых отходов,
расположенной на земельном участке с кадастровым номером ***, в юго-восточном
направлении от дома № 23 по ул. Урицкого в г. Ульяновске.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Колгановой Е.А., не согласившейся с
доводами апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Ленинского
района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском к администрации
города Ульяновска о возложении обязанности принять меры к организации
деятельности по устранению свалки твердых бытовых отходов. Указал, что в ходе
прокурорской проверки в деятельности администрации города Ульяновска выявлены
нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Установлено место расположения несанкционированной свалки твердых бытовых и
строительных отходов на земельном участке с кадастровым номером ***, в
юго-восточном направлении от дома № 23 по ул. Урицкого в г. Ульяновске. Мер по
очистке загрязненной территории администрацией города Ульяновска не
принимается. Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей города на
благоприятную окружающую среду. Эксплуатация свалки может привести к ухудшению
санитарно-эпидемиологической обстановки, вспышке и распространению инфекционных
заболеваний. Просил возложить на администрацию города Ульяновска обязанность
принять меры к организации деятельности по сбору твердых бытовых отходов,
расположенных на указанном земельном участке.
К участию в деле в
качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление по благоустройству администрации
города Ульяновска, Правительство Ульяновской области, Агентство госимущества и
земельных отношений Ульяновской области, администрация Ленинского района г.
Ульяновска.
Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить
решение суда как незаконное и вынести новое решение об отказе в удовлетворении
административного иска. Ссылается на положения Федерального закона от
24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства
и потребления», ст. 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск»,
согласно которым на органах местного самоуправления лежит обязанность по
организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых отходов. Вины
администрации города Ульяновска в образовании свалки не имеется.
Несанкционированная свалка образована неустановленными лицами, и обязанность по
её ликвидации должна быть возложена на лиц, разместивших отходы и мусор в
несанкционированном месте. Судом на администрацию города необоснованно
возложены функции хозяйствующего субъекта по ликвидации свалки.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района г. Ульяновска считает решение
законным и обоснованным.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители
административного ответчика и заинтересованных лиц, о месте и времени
рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учетом мнения прокурора, определила рассмотреть
дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст.
306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований
к отмене решения суда.
По делу установлено, что в ходе организованной прокуратурой Ленинского
района г. Ульяновска проверки соблюдения требований законодательства об охране
окружающей среды на земельном участке с кадастровым номером *** в юго-восточном
направлении от дома № 23 по ул. Урицкого г. Ульяновска установлено место
расположения несанкционированной свалки твердых бытовых и строительных отходов
в виде полиэтиленовых и бумажных пакетов, железобетонных блоков, кирпичей и
досок. Объем свалки составляет 750 куб.м. Несанкционированная свалка
расположена в границах муниципального образования «город Ульяновск».
Данный факт подтвержден актами обследования территории от 04.08.2017 и
от 19.10.2017, составленными представителями прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска и Управления по
благоустройству администрации города Ульяновска.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в
организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору),
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых
коммунальных отходов.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
предусматривает ответственность органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и
экологической безопасности на соответствующих территориях (ст. 3).
Пункт 3
статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления» также относит участие в организации деятельности по
сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на
территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного
самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Аналогичные положения закреплены в Уставе муниципального образования
«город Ульяновск» (п. 27 ст. 3).
Статьей 51
Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона
от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору,
использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными
для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в
соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством
Российской Федерации.
Приведенные правовые нормы относят к вопросам местного значения
городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и
промышленных отходов.
Положения ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации
обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев
и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их
плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления,
загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных)
воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации
последствий загрязнения земель.
Состав отходов указанной свалки свидетельствует об образовании отходов
в результате жизнедеятельности населения.
Суду не представлено доказательств принятия каких-либо мер по
выявлению и пресечению незаконных действий по несанкционированному
складированию отходов, а также позволяющих установить лиц, виновных в
образовании несанкционированной свалки.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений,
промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Принимая во внимание названные нормы права и установленные по делу
обстоятельства, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию
города Ульяновска обязанность принять меры к ликвидации несанкционированной
свалки. При этом судом обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что
несанкционированная свалка располагается в черте города Ульяновска, в границах
муниципального образования «город Ульяновск».
Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иную оценку
установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не
усматривает.
Приведенные в жалобе обстоятельства были предметом рассмотрения суда,
и в решении им дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться.
Обжалуемое решение является правильным, основано на полной и
объективной оценке представленных в дело доказательств, верном применении и
толковании норм материального и процессуального права, оснований для его отмены
не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А :
решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 09 ноября 2017 года, оставить без изменения, а апелляционную
жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: