Судебный акт
О предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения вдове ВОВ
Документ от 13.02.2018, опубликован на сайте 22.02.2018 под номером 71488, 2-я гражданская, по иску Нурулловой Рахими Нурулловны к Министерству здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании выдать сертификат на приобретение жилья, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                    Дело № 33-663/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              13 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                  Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска                  от 23 ноября 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Нурулловой Рахими Нурулловны удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области предоставить в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в списки на предоставление социальных выплат уполномоченным органом, по мере поступления средств из федерального бюджета Нурулловой Рахиме Нурулловне социальную поддержку путем выдачи свидетельства о предоставлении            социальной выплаты ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников                                    Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на приобретение (строительство) жилого помещения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Нурулловой Р.Н. – Кадирзяновой Д.Р., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Нуруллова Р.Н. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности выдать сертификат на приобретение жилья. В обоснование иска указала, что является вдовой участника Великой Отечественной Войны (далее – ВОВ), имеет право на меры государственной социальной поддержки. Постановлением администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 15 августа 2017 года № *** она признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принята на соответствующий учет в качестве таковой. Она обратилась в Министерство с заявлением о постановке её на учет на выдачу сертификата на приобретение жилья. Однако в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета ей было отказано, со ссылкой на то, что снятие её с регистрационного учета 2 июня 2015 года привело к ухудшению жилищных условий. Считала отказ незаконным, поскольку в жилом помещении общей площадью 36,49 кв.м, принадлежащем её дочери, она проживает постоянно в течение 11 лет. В указанном жилом помещении зарегистрировано и фактически проживают 4 человека. Переехать жить к дочери она была вынуждена летом 2006 года в возрасте 85 лет в связи с ухудшением состояния здоровья. Просила признать за ней право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как вдове участника ВОВ, обязать ответчика выдать ей сертификат на приобретение жилого помещения.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что возможность обеспечения Нурулловой Р.Н. жильем ставится в зависимость от нуждаемости в улучшении жилищных условий. Обращает внимание, что с 3 июня 2015 года Нуруллова Р.Н. зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 36,49 кв.м, принадлежащем её дочери. Всего в указанном жилом помещении зарегистрировано 4 человека. До 2 июня 2015 года Нуруллова Р.Н. была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 63,2 кв.м, принадлежащем её сыну. На момент снятия истца с регистрационного учета в данном жилом помещении было зарегистрировано 5 человек, где на каждого члена семьи приходилось по 12,64 кв.м. Учетной нормой жилья Нуруллова Р.Н. была обеспечена. По мнению автора жалобы, снятие истца с регистрационного учета 2 июня 2015 года привело к ухудшению её жилищных условий, то есть к искусственному созданию нуждаемости в жилье. В связи с этим полагает, что Нуруллова Р.Н. может быть признана нуждающейся в жилом помещении не ранее чем 2 июня 2020 года.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Нурулловой Р.Н. – Кадирзянова Д.Р. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Нурулловой Р.Н., представителей ответчика – Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, третьего лица – администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Нуруллова Р.Н. является вдовой умершего участника ВОВ – К*** Р.Б.

До 05 февраля 2010 года Нуруллова Р.Н. являлась собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома общей площадью 63,2 кв.м по адресу: ***.

На основании договора дарения от 15 января 2010 года Нуруллова Р.Н. подарила жилой дом и земельный участок по названному выше адресу своему сыну – К*** Р.Р.

Право собственности К*** Р.Р. на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05 февраля 2010 года.

В период с 28 августа 1972 года по 02 июня 2015 года Нуруллова Р.Н. была зарегистрирована в жилом доме по адресу: ***.

С 03 июня 2015 года по настоящее время Нуруллова Р.Н. зарегистрирована в квартире общей площадью 36,49 кв.м по адресу: ***.

Собственником квартиры по ул. ***и является К*** Д.Р. – дочь истца Нуруллловой Р.Н.

В квартире по названному адресу зарегистрированы: собственник квартиры К*** Д.Р. (дочь истца) – с 18 июля 2006 года, Г*** И.Н. (сын собственника) – с 18 июля 2006 года, истец Нуруллова Р.Н. – с 03 июня 2015 года, Г*** А.И. (жена сына собственника) – с 13 июня 2017 года.

Постановлением Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области № *** от 15 августа 2017 года Нуруллова Р.Н. признана нуждающейся  в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принята на учет в качестве нуждающейся в таком жилом помещении.

22 сентября 2017 года Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области Нурулловой Р.Н. отказано в получении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствии с п.п. «в» п. 12 постановления Правительства Ульяновской области № 138 от 02 мая 2006 года «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений», а именно: в связи с неправомерным признанием гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Полагая действия ответчика незаконными, Нуруллова Р.Н. обратилась в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования Нурулловой Р.Н., суд первой инстанции исходил из того, что она относится к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, состоит на учете нуждающихся и намеренных действий по ухудшению жилищных условий не совершала.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует нормам закона и фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах) члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Постановлением Правительства Ульяновской области от 02 мая 2006 года №138 утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее – Порядок).

Названным постановлением Правительства Ульяновской области определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность.

Пунктом 2 Порядка установлено, что правом на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения обладают в том числе члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны (п.п. «д»).

Согласно п. 3 Порядка социальная выплата предоставляется лицам, указанным в подпунктах «а» - «д» пункта 2 Порядка, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области осуществляют постановку на учет граждан в соответствии с Законом Ульяновской области от 06 мая 2006 года № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области формируют списки граждан, указанных в пункте 2 Порядка, и направляют их в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения в срок до 15 апреля текущего года.

Социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета (п. 4 Порядка).

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также порядок принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.ст. 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе признаются являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области № 1316 от 04 декабря 2015 года учетная норма площади жилого помещения на территории названного муниципального образования установлена в размере 12 кв.м общей площади.

В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для вывода о наличии в действиях Нурулловой Р.Н. намеренного ухудшения жилищных условий в связи со снятием ее с регистрационного учета 02 июня 2015 года из жилого помещения общей площадью 63,2 кв.м, принадлежащего ее сыну, и регистрацией 03 июня 2015 года по месту жительства в жилом помещении общей площадью 36,49 кв.м, принадлежащего дочери.

На момент снятия Нурулловой Р.Н. с регистрационного учета 02 июня 2015 года по адресу***, в данном жилом помещении было зарегистрировано 5 человек (истец, ее сын – собственник жилого помещения, супруга сына, а также сын и внучка собственника), то есть на каждого члена семьи приходилось по 12,64 кв.м общей площади (63,2/5).

При регистрации Нуруллловой Р.Н. 03 июня 2015 года в квартире общей площадью 36,49 кв.м по адресу: ***, на каждого члена семьи приходилось по 12,16 кв.м (36,49/3), поскольку в квартире на тот момент было зарегистрировано 3 человека (истец, ее дочь – собственник жилого помещения и сын собственника (внук истца).

Таким образом, изменение Нурулловой Р.Н. в июне 2015 года адреса регистрации не сделало ее нуждающейся в жилом помещении, учетной нормой жилья она также, как и по прежнему адресу, была обеспечена.

Факт регистрации 13 июня 2017 года в  жилом помещении по адресу: ***, супруги сына собственника – Г*** А.И. в связи с регистрацией *** года брака с внуком истца - Г*** И.Н. нельзя признать намеренным ухудшением жилищных условий.

Материалами дела подтверждено, что истец Нуруллова Р.Н., а также ее дочь К*** Д.Р., внук Г*** И.Н., супруга внука - Г*** А.И. иных жилых помещений в собственности не имеют.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: