УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Бирюкова О.В. Дело № 33-663/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
13 февраля 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Расторгуевой
Л.О.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 ноября 2017 года, по
которому постановлено:
Исковые требования
Нурулловой Рахими Нурулловны удовлетворить.
Обязать
Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской
области предоставить в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в списки на предоставление
социальных выплат уполномоченным органом, по мере поступления средств из
федерального бюджета Нурулловой Рахиме Нурулловне социальную поддержку путем
выдачи свидетельства о предоставлении
социальной выплаты ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим
детей-инвалидов, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой
Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на приобретение
(строительство) жилого помещения.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Нурулловой Р.Н. – Кадирзяновой
Д.Р., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Нуруллова Р.Н. обратилась в суд с иском к Министерству
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее –
Министерство) о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в
улучшении жилищных условий, возложении обязанности выдать сертификат на
приобретение жилья. В обоснование иска указала, что является вдовой участника
Великой Отечественной Войны (далее – ВОВ), имеет право на меры государственной
социальной поддержки. Постановлением администрации муниципального образования
«Чердаклинский район» Ульяновской области от 15 августа 2017 года № *** она признана
нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и
принята на соответствующий учет в качестве таковой. Она обратилась в
Министерство с заявлением о постановке её на учет на выдачу сертификата на
приобретение жилья. Однако в предоставлении социальной выплаты на приобретение
(строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета ей было
отказано, со ссылкой на то, что снятие её с регистрационного учета 2 июня 2015
года привело к ухудшению жилищных условий. Считала отказ незаконным, поскольку
в жилом помещении общей площадью 36,49 кв.м, принадлежащем её дочери, она
проживает постоянно в течение 11 лет. В указанном жилом помещении
зарегистрировано и фактически проживают 4 человека. Переехать жить к дочери она
была вынуждена летом 2006 года в возрасте 85 лет в связи с ухудшением состояния
здоровья. Просила признать за ней право на постановку на учет в качестве
нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма
как вдове участника ВОВ, обязать ответчика выдать ей сертификат на приобретение
жилого помещения.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в
удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что возможность
обеспечения Нурулловой Р.Н. жильем ставится в зависимость от нуждаемости в
улучшении жилищных условий. Обращает внимание, что с 3 июня 2015 года Нуруллова
Р.Н. зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 36,49 кв.м,
принадлежащем её дочери. Всего в указанном жилом помещении зарегистрировано 4
человека. До 2 июня 2015 года Нуруллова Р.Н. была зарегистрирована в жилом помещении
общей площадью 63,2 кв.м, принадлежащем её сыну. На момент снятия истца с
регистрационного учета в данном жилом помещении было зарегистрировано 5
человек, где на каждого члена семьи приходилось по 12,64 кв.м. Учетной нормой
жилья Нуруллова Р.Н. была обеспечена. По мнению автора жалобы, снятие истца с
регистрационного учета 2 июня 2015 года привело к ухудшению её жилищных
условий, то есть к искусственному созданию нуждаемости в жилье. В связи с этим
полагает, что Нуруллова Р.Н. может быть признана нуждающейся в жилом помещении
не ранее чем 2 июня 2020 года.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель
Нурулловой Р.Н. – Кадирзянова Д.Р. просит решение суда оставить без изменения,
жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Нурулловой Р.Н.,
представителей ответчика – Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области, третьего лица – администрации муниципального
образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, извещенных о времени и
месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим
образом.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
приходит к следующему.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, Нуруллова Р.Н. является вдовой умершего
участника ВОВ – К*** Р.Б.
До 05 февраля 2010
года Нуруллова Р.Н. являлась собственником земельного участка и расположенного
на нем жилого дома общей площадью 63,2 кв.м по адресу: ***.
На основании
договора дарения от 15 января 2010 года Нуруллова Р.Н. подарила жилой дом и
земельный участок по названному выше адресу своему сыну – К*** Р.Р.
Право собственности
К*** Р.Р. на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05 февраля
2010 года.
В период с 28
августа 1972 года по 02 июня 2015 года Нуруллова Р.Н. была зарегистрирована в
жилом доме по адресу: ***.
С 03 июня 2015 года
по настоящее время Нуруллова Р.Н. зарегистрирована в квартире общей площадью
36,49 кв.м по адресу: ***.
Собственником
квартиры по ул. ***и является К*** Д.Р. – дочь истца Нуруллловой Р.Н.
В квартире по
названному адресу зарегистрированы: собственник квартиры К*** Д.Р. (дочь истца)
– с 18 июля 2006 года, Г*** И.Н. (сын собственника) – с 18 июля 2006 года,
истец Нуруллова Р.Н. – с 03 июня 2015 года, Г*** А.И. (жена сына собственника)
– с 13 июня 2017 года.
Постановлением Главы
администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской
области № *** от 15 августа 2017 года Нуруллова Р.Н. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по
договору социального найма, и принята на учет в качестве нуждающейся в таком
жилом помещении.
22 сентября 2017
года Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области Нурулловой Р.Н. отказано в получении социальной выплаты на
приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального
бюджета в соответствии с п.п. «в» п. 12 постановления Правительства Ульяновской
области № 138 от 02 мая 2006 года «О форме предоставления меры социальной
поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской
области и порядке предоставления им жилых помещений», а именно: в связи с
неправомерным признанием гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий
органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
Полагая действия
ответчика незаконными, Нуруллова Р.Н. обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые
требования Нурулловой Р.Н., суд первой инстанции исходил из того, что она
относится к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки
в виде предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, состоит на
учете нуждающихся и намеренных действий по ухудшению жилищных условий не
совершала.
Судебная коллегия
соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует
нормам закона и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с
п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О
ветеранах» (далее – Закон о ветеранах) члены семей погибших (умерших)
участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер
социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального
бюджета. Члены семей погибших (умерших)
инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны
имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один
раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов
боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются
жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены
семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников
Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их
имущественного положения.
Указом
Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении
жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано
завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов
Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и
участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую
социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 02 мая 2006 года №138 утвержден Порядок
предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов,
инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, членов семей погибших (умерших)
инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее – Порядок).
Названным постановлением Правительства
Ульяновской области определена мера государственной социальной поддержки по
обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих
детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме социальных
выплат на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность.
Пунктом 2 Порядка установлено, что правом на
получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения обладают в том числе члены семей погибших
(умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой
Отечественной войны (п.п. «д»).
Согласно п. 3 Порядка социальная выплата
предоставляется лицам, указанным в подпунктах
«а» - «д» пункта 2 Порядка, признанным
нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на
учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных
образований Ульяновской области.
Органы местного самоуправления муниципальных
образований Ульяновской области осуществляют постановку на учет граждан в
соответствии с Законом
Ульяновской области от 06 мая 2006 года № 49-ЗО «О порядке ведения органами
местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета
граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма».
Органы местного самоуправления муниципальных
образований Ульяновской области формируют списки граждан, указанных в пункте 2 Порядка, и направляют их в исполнительный орган
государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной
защиты населения в срок до 15 апреля текущего года.
Социальная выплата предоставляется за счет
средств федерального бюджета (п. 4 Порядка).
Данные
нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем
не всех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой
Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в
улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным
законодательством.
Основания
признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма, а также порядок принятия их на учет в качестве нуждающихся в
жилых помещениях, установлен ст.ст. 51, 52 Жилищного кодекса Российской
Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса
Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях,
предоставляемых по договорам социального найма, в том числе признаются
являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей
площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением главы
администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской
области № 1316 от 04 декабря 2015 года учетная норма площади жилого помещения
на территории названного муниципального образования установлена в размере 12
кв.м общей площади.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской
Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в
качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате
которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях,
принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем
через пять лет со дня совершения указанных намеренных
действий.
Вопреки
доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел
оснований для вывода о наличии в действиях Нурулловой Р.Н. намеренного
ухудшения жилищных условий в связи со снятием ее с регистрационного учета 02
июня 2015 года из жилого помещения общей площадью 63,2 кв.м, принадлежащего ее
сыну, и регистрацией 03 июня 2015 года по месту жительства в жилом помещении
общей площадью 36,49 кв.м, принадлежащего дочери.
На момент снятия
Нурулловой Р.Н. с регистрационного учета 02 июня 2015 года по адресу***, в
данном жилом помещении было зарегистрировано 5 человек (истец, ее сын –
собственник жилого помещения, супруга сына, а также сын и внучка собственника),
то есть на каждого члена семьи приходилось по 12,64 кв.м общей площади
(63,2/5).
При регистрации
Нуруллловой Р.Н. 03 июня 2015 года в квартире общей площадью 36,49 кв.м по
адресу: ***, на каждого члена семьи приходилось по 12,16 кв.м (36,49/3),
поскольку в квартире на тот момент было зарегистрировано 3 человека (истец, ее
дочь – собственник жилого помещения и сын собственника (внук истца).
Таким образом,
изменение Нурулловой Р.Н. в июне 2015 года адреса регистрации не сделало ее
нуждающейся в жилом помещении, учетной нормой жилья она также, как и по
прежнему адресу, была обеспечена.
Факт регистрации 13
июня 2017 года в жилом помещении по
адресу: ***, супруги сына собственника – Г*** А.И. в связи с регистрацией ***
года брака с внуком истца - Г*** И.Н. нельзя признать намеренным ухудшением
жилищных условий.
Материалами дела
подтверждено, что истец Нуруллова Р.Н., а также ее дочь К*** Д.Р., внук Г***
И.Н., супруга внука - Г*** А.И. иных жилых помещений в собственности не имеют.
При таких
обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, доводы
апелляционной жалобы – несостоятельными.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 23 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: