Судебный акт
Обеспечение лекарственным препаратом
Документ от 13.02.2018, опубликован на сайте 22.02.2018 под номером 71386, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекартсвенным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                    Дело № 33-633/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              13 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия              Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска                    от 9 октября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 7 декабря 2017 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Чернухиной Татьяны Александровны, удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия              Ульяновской области обеспечить Чернухину Татьяну Александровну,                 *** года рождения, лекарственным препаратом *** в дозировке 100 МЕ/мл/3 мл № 5 на основании рецепта от 07.07.2017 года.

В остальной части иска – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действуя в интересах Чернухиной Т.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Чернухина Т.А., *** года рождения, состоит на диспансерном учете и наблюдается в Государственном учреждении здравоохранения (далее – ГУЗ) «Городская поликлиника № 4» с диагнозом: «***», в связи с чем имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета.

07.07.2017 Чернухиной Т.А. был выписан рецепт на получение лекарственного препарата: *** в дозировке 100 МЕ/мл/3 мл №5.

Однако при обращении в аптеку ОАО «УльяновскФармация» в выдаче указанного медицинского препарата было отказано по причине его отсутствия в наличии.

Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Чернухину Т.А. лекарственным препаратом по рецепту от 07.07.2017 *** в дозировке 100 МЕ/мл/3 мл №5, обязать ответчика бесплатно обеспечивать Чернухину Т.А. лекарственными препаратами для лечения заболевания «***» бесплатно в соответствии с назначениями врачей.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, акционерное общество «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника № 4».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в части возложения на Министерство обязанности обеспечить Чернухину Т.А., лекарственным препаратом «***» в дозировке 100 МЕ/мл/3 мл № 5 на основании рецепта от 07.07.2017 и принять новое решение. Указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» согласно государственному контракту от 27.12.2016 № ***. Обращает внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Отмечает, что дальнейшее обеспечение Чернухиной Т.А. лекарственным препаратом «***» Министерством осуществляется. Полагает, что не обеспечение Чернухиной Т.А. лекарственным препаратом возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Также обращает внимание, что лекарственные препараты имеют срок годности (1 год) и не подлежат запасам впрок. Кроме того, медицинские показания могут измениться и Чернухина Т.А., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Чернухина Т.А. *** года рождения страдает заболеванием ***, нуждается в постоянном приеме препарата ***. Однако по выписанному льготному рецепту 07.07.2017, Чернухина Т.А. не была обеспечена данным лекарственным препаратом.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" Правительство Российской Федерации утверждает Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с данным Перечнем правом на бесплатное получение лекарственных средств имеют лица, страдающие сахарным диабетом на лечение данного заболевания.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента.

Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1175н (далее - Порядок).

Истец в установленном порядке получила рецепт, по которому  в установленный срок не смогла получить лекарственный препарат.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушенное право Чернухиной Т.А.  на бесплатное обеспечение необходимым лекарственным препаратом подлежит защите и восстановлению.

Суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по обеспечению данными  лекарствами  на Министерство здравоохранении, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 N 387-П (ред. от 30.01.2017) "О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" на территории Ульяновской области" установлено, что финансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период на данные цели. В связи с этим Министерство организует в пределах своих полномочий мониторинг в утверждаемом им порядке и контроль в соответствии с законодательством за назначением и обеспечением лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу. Таким образом, обязанность по обеспечению лекарственным препаратом в силу закона возложена на Министерство. То обстоятельство, что Министерство заключило государственный контракт по осуществлению данной услуги с АО «УльяновскФармация», не освобождает ответчика от обязанности по отношению к истцу. Поскольку контракт заключен между Министерством и АО «УльяновскФармация», в договоре определены права и обязанности сторон и ответственность сторон по отношению к  друг другу, тогда как истец не является стороной по договору.

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 октября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 7 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: