УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Алексеева Е.В. Дело № 33-633/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
13 февраля 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Фоминой В.А.
при секретаре Расторгуевой
Л.О.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия
Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 9
октября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 7
декабря 2017 года, по которому постановлено:
исковые требования
прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах
Чернухиной Татьяны Александровны, удовлетворить частично.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Чернухину
Татьяну Александровну, *** года рождения,
лекарственным препаратом *** в дозировке 100 МЕ/мл/3 мл № 5
на основании рецепта от 07.07.2017 года.
В остальной части
иска – отказать.
Заслушав доклад
судьи Мирясовой Н.Г., прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против доводов
жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
Засвияжского района г. Ульяновска, действуя в интересах Чернухиной Т.А., обратился
в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными
препаратами.
В обоснование иска
указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Чернухина
Т.А., *** года рождения, состоит на диспансерном учете и наблюдается в
Государственном учреждении здравоохранения (далее – ГУЗ) «Городская поликлиника
№ 4» с диагнозом: «***», в связи с чем имеет право на льготы в
части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального
бюджета.
07.07.2017 Чернухиной Т.А. был выписан рецепт на получение
лекарственного препарата: *** в дозировке 100 МЕ/мл/3 мл №5.
Однако при обращении
в аптеку ОАО «УльяновскФармация» в выдаче указанного медицинского препарата
было отказано по причине его отсутствия в наличии.
Просил обязать
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области обеспечить Чернухину Т.А. лекарственным препаратом по рецепту от
07.07.2017 *** в дозировке 100 МЕ/мл/3 мл №5, обязать ответчика бесплатно
обеспечивать Чернухину Т.А. лекарственными препаратами для лечения заболевания
«***» бесплатно в соответствии с назначениями врачей.
Судом к участию в
деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены Территориальный орган Федеральной
службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, акционерное
общество «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника № 4».
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить в части возложения на Министерство обязанности обеспечить Чернухину
Т.А., лекарственным препаратом «***» в дозировке 100 МЕ/мл/3 мл № 5 на
основании рецепта от 07.07.2017 и принять новое решение.
Указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» согласно
государственному контракту от 27.12.2016 № ***. Обращает
внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии
с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка
назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных
бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их
учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера
заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для
обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. По мнению
автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам
должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть
назначено по решению суда. Отмечает, что дальнейшее обеспечение Чернухиной Т.А.
лекарственным препаратом «***» Министерством осуществляется.
Полагает, что не обеспечение Чернухиной Т.А. лекарственным препаратом возникло
по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по
обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным
льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Также
обращает внимание, что лекарственные препараты имеют срок годности (1 год) и не
подлежат запасам впрок. Кроме того, медицинские показания могут измениться и
Чернухина Т.А., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями,
лекарственными препаратами.
В
возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г. Ульяновска,
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по
Ульяновской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просят
оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Дело
рассмотрено сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте
рассмотрения дела.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В
соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что Чернухина Т.А. *** года рождения страдает заболеванием ***,
нуждается в постоянном приеме препарата ***. Однако по выписанному льготному
рецепту 07.07.2017, Чернухина Т.А. не была обеспечена данным лекарственным
препаратом.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд
правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к
выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении
требований, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Согласно п. 3
Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890
"О государственной поддержке развития медицинской промышленности и
улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения" Правительство Российской
Федерации утверждает Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с данным Перечнем
правом на бесплатное получение лекарственных средств имеют лица, страдающие
сахарным диабетом на лечение данного заболевания.
В соответствии со ст. 70
Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач организует
своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).
Лечащий врач устанавливает диагноз, который
является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с
использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании
(состоянии) пациента.
Порядок назначения и выписывания
лекарственных препаратов утвержден постановлением Правительства Российской
Федерации от 20 декабря 2012 года N 1175н (далее - Порядок).
Истец в установленном порядке получила
рецепт, по которому в установленный срок
не смогла получить лекарственный препарат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к
верному выводу о том, что нарушенное право Чернухиной Т.А. на бесплатное обеспечение необходимым
лекарственным препаратом подлежит защите и восстановлению.
Суд первой инстанции
обоснованно возложил обязанность по обеспечению данными лекарствами
на Министерство здравоохранении, семьи и социального благополучия
Ульяновской области.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 N 387-П (ред. от 30.01.2017)
"О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской
Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития
медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения" на территории Ульяновской области" установлено, что финансирование
расходов на обеспечение лекарственными препаратами, специализированными
продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении
граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных
Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый
год и плановый период на данные цели. В связи с этим Министерство организует в пределах своих полномочий
мониторинг в утверждаемом им порядке и контроль в соответствии с
законодательством за назначением и обеспечением лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при
амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу. Таким образом,
обязанность по обеспечению лекарственным препаратом в силу закона возложена на
Министерство. То обстоятельство, что Министерство заключило государственный
контракт по осуществлению данной услуги с АО «УльяновскФармация», не
освобождает ответчика от обязанности по отношению к истцу. Поскольку контракт
заключен между Министерством и АО «УльяновскФармация», в договоре определены
права и обязанности сторон и ответственность сторон по отношению к друг другу, тогда как истец не является
стороной по договору.
Доводы, приведенные
Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 9 октября 2017 года, с учетом определения того же суда об
исправлении описки от 7 декабря 2017 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: