Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 30.01.2018, опубликован на сайте 12.02.2018 под номером 71299, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                Дело № 33-421/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        30 января 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Салиндера Антона Викторовича  на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 09 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Салиндера Антона Викторовича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным решения и включении в список детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Салиндера А.В.,  его представителя – Никонорова В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Салиндер А.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) об оспаривании решения и включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением. В обоснование иска указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать отказалась от него сразу же после рождения, он рос и воспитывался в детских государственных учреждениях, где находился на полном государственном обеспечении. По окончании среднего специального учебного заведения (***) и достижения возраста 18 лет ему не было разъяснено его право на обеспечение благоустроенным жилым помещением. В 2016 году он впервые обратился в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по вопросу обеспечения его жильем, на что получил отказ со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих его статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просил признать решение Министерства об отказе во включении его в Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, незаконным, обязать ответчика включить его в такой Список.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Салиндер А.В. полагает решение суда незаконным и подлежащим отмене. По мнению автора жалобы, суд, установив фактические обстоятельства дела, не учел, что до момента обращения его по вопросу постановки на учет нуждающегося в жилом помещении ему не разъяснялось право на обеспечение жильем. Считает, что по достижения возраста 23 лет дети-сироты не утрачивают своего статуса и связанных с ним прав, гарантированных соответствующим законом. Кроме того, суд не учел, что он проходил службу в армии и находился в местах лишения свободы. Полагает, что при достижении им возраста 14 лет специалист детского дома, в котором он воспитывался, должен был направить соответствующие документы о включении его в число детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Кроме того, по мнению автора жалобы, при рассмотрении спора судом не был соблюден принцип равноправия и состязательности сторон.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).

Статья 1 Федерального закона № 159-ФЗ содержит понятие таких категорий граждан как дети-сироты и лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К числу первой из названных категорий лиц закон относит лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;  к числу второй - лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 8 и достигшие возраста 14 лет.

В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 200-ЗО) право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Статья 6 Закона Ульяновской области № 200-ЗО устанавливает порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, осуществляется органом опеки и попечительства (часть 1).

В соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет (часть 2).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Салиндер А.В., *** года рождения, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать истца отказалась забрать своего сына из родильного дома.

С 27 июля 1978 года по 01 сентября 1982 года Салиндер А.В. воспитывался в *** на полном государственном обеспечении.

С 02 сентября 1982 года по 27 августа 1985 года истец воспитывался в областном государственном казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ***», где находился на полном государственном обеспечении.

В период с 01 сентября 1985 года по 31 августа 1988 года истец обучался в ***, где также находился на полном государственном обеспечении.

В период с августа 1988 года по август 1994 года Салиндер А.В. обучался и находился на полном государственном обеспечении в ***».

С 01 сентября 1994 года по 04 июля 1996 года Садиндер А.В. обучался в профессионально-техническом училище № ***.

16 августа 2016 года Салиндер А.В. впервые обратился в Министерство с заявлением о включении его в Список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних от 25 августа 2016 года (протокол № ***) истцу отказано во включении в указанный выше список ввиду отсутствия документального подтверждения его статуса как лица, относившегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

08 августа 2017 года Министерством в адрес Салиндера А.В. был дан ответ на его повторное обращение, поступившее в Министерство из прокуратуры Засвияжского района г. Ульяновска, что в соответствии с положениями Федерального закона № 159-ФЗ истец не относится к категории лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с достижением возраста 23 лет.

Полагая незаконным отказ ответчика во включении в Список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, Салиндер А.В. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Салиндера А.В.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Отказывая в удовлетворении требований Салиндера А.В., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не вставшим (не поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору найма.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.

Федеральный закон № 159-ФЗ закрепляет право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жильем в целях социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, на что указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 1037-О.

Материалами дела подтверждено, что официально с  заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, истец впервые обратился в августе 2016 года в возрасте *** лет.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении настоящего дела не установлено наличие у истца таких уважительных причин, которые бы стали реальным препятствием для своевременной постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях последующей реализации права на обеспечение жилым помещением.

К числу уважительных причин не могут быть отнесены обстоятельства, на которые истец ссылается в апелляционной жалобе, а именно: служба в армии по призыву, нахождение в местах лишения свободы по приговорам суда.

Из материалов дела следует, что Салиндер А.В. впервые был осужден в возрасте 21 года и отбывал наказание в виде лишения свободы в 2000-2001 годах, освободился условно-досрочно 16 июля 2001 года в возрасте 23 лет.

Однако, как указано выше, по вопросу обеспечения жилым помещением Салиндер А.В. впервые обратился в Министерство лишь в возрасте *** лет, в связи с чем вывод суда об отсутствии правовых оснований для распространения на него гарантий, предусмотренных Федеральным законом № 159-ФЗ для лиц из числа детей-сирот до достижения ими возраста 23 лет, является верным.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что поскольку до достижения 23 лет Салиндер А.В. не обращался в соответствующий уполномоченный орган с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не был поставлен до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, и на момент обращения к ответчику с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не относился к числу лиц вышеуказанной категории в связи с достижением 23-летнего возраста, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 09 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Салиндера Антона Викторовича    – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи