УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сапрыкина Е.В. Дело № 33-421/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
30 января 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.
судей Герасимовой
Е.Н., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Воронковой И.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Салиндера Антона
Викторовича на решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 09 октября 2017 года, по которому постановлено:
в
удовлетворении исковых требований Салиндера Антона Викторовича к Министерству
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о
признании незаконным решения и включении в список детей сирот, детей оставшихся
без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением,
отказать.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Салиндера А.В., его представителя – Никонорова В.В., поддержавших
доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Салиндер А.В.
обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) об оспаривании решения
и включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением. В обоснование иска
указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, поскольку мать отказалась от него сразу же после
рождения, он рос и воспитывался в детских государственных учреждениях, где
находился на полном государственном обеспечении. По окончании среднего
специального учебного заведения (***) и достижения возраста 18 лет ему не было
разъяснено его право на обеспечение благоустроенным жилым помещением. В 2016
году он впервые обратился в Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области по вопросу обеспечения его жильем, на что
получил отказ со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих его статус
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просил признать
решение Министерства об отказе во включении его в Список детей-сирот,
подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда,
незаконным, обязать ответчика включить его в такой Список.
Суд привлек к
участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора, Министерство промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше
решение.
В апелляционной
жалобе Салиндер А.В. полагает решение суда незаконным и подлежащим отмене. По
мнению автора жалобы, суд, установив фактические обстоятельства дела, не учел,
что до момента обращения его по вопросу постановки на учет нуждающегося в жилом
помещении ему не разъяснялось право на обеспечение жильем. Считает, что по
достижения возраста 23 лет дети-сироты не утрачивают своего статуса и связанных
с ним прав, гарантированных соответствующим законом. Кроме того, суд не учел, что
он проходил службу в армии и находился в местах лишения свободы. Полагает, что
при достижении им возраста 14 лет специалист детского дома, в котором он
воспитывался, должен был направить соответствующие документы о включении его в
число детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Кроме того, по
мнению автора жалобы, при рассмотрении спора судом не был соблюден принцип
равноправия и состязательности сторон.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и
третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе.
Общие принципы, содержание и меры социальной
поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц,
потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя
устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).
Статья 1 Федерального закона № 159-ФЗ
содержит понятие таких категорий граждан как дети-сироты и лица, из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К числу первой из
названных категорий лиц закон относит лиц в возрасте до 18 лет, у которых
умерли оба или единственный родитель; к
числу второй - лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились
в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые
остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии
с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной
поддержке.
В соответствии с п.
1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях
признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в
порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации,
однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного
жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам,
указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8, по достижении ими
возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до
достижения совершеннолетия.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона №
159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке,
установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1
статьи 8.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 8 и достигшие возраста 14 лет.
В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской
области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории
Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 200-ЗО) право на
обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма
специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также
дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение специализированными
жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 8
Федерального закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к
категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения
их жилыми помещениями.
Статья 6 Закона Ульяновской области № 200-ЗО
устанавливает порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат
обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Формирование списка детей-сирот, которые
подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, осуществляется
органом опеки и попечительства (часть 1).
В соответствии с Федеральным законом
№ 159-ФЗ в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет (часть 2).
Как установлено
судом и следует из материалов дела, Салиндер А.В., *** года рождения, относится
к числу детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца
отказалась забрать своего сына из родильного дома.
С 27 июля 1978 года
по 01 сентября 1982 года Салиндер А.В. воспитывался в *** на полном
государственном обеспечении.
С 02 сентября 1982
года по 27 августа 1985 года истец воспитывался в областном государственном
казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
– ***», где находился на полном государственном обеспечении.
В период с 01
сентября 1985 года по 31 августа 1988 года истец обучался в ***, где также
находился на полном государственном обеспечении.
В период с августа
1988 года по август 1994 года Салиндер А.В. обучался и находился на полном
государственном обеспечении в ***».
С 01 сентября 1994
года по 04 июля 1996 года Садиндер А.В. обучался в профессионально-техническом
училище № ***.
16 августа 2016 года
Салиндер А.В. впервые обратился в Министерство с заявлением о включении его в
Список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской
области.
Решением
Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних от 25
августа 2016 года (протокол № ***) истцу отказано во включении в указанный выше
список ввиду отсутствия документального подтверждения его статуса как лица,
относившегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
08 августа 2017 года
Министерством в адрес Салиндера А.В. был дан ответ на его повторное обращение,
поступившее в Министерство из прокуратуры Засвияжского района г. Ульяновска,
что в соответствии с положениями Федерального закона № 159-ФЗ истец не
относится к категории лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению
благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам
найма специализированных жилых помещений, в связи с достижением возраста 23
лет.
Полагая незаконным
отказ ответчика во включении в Список детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
жилищного фонда Ульяновской области, Салиндер А.В. обратился в суд с настоящим
иском.
Разрешая спор, суд
первой инстанции правильно определил характер взаимоотношений сторон и закон,
подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об
отсутствии оснований для удовлетворения требований Салиндера А.В.
Вывод суда
мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Отказывая в удовлетворении
требований Салиндера А.В., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что
достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, возраста 23 лет, и не вставшим (не поставленным) на учет в качестве
нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для
отказа во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору найма.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой
инстанции.
Федеральный закон
№ 159-ФЗ закрепляет право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на обеспечение жильем в целях социализации по окончании срока
пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания
населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых
в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных
организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной
службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных
учреждениях.
В исключение из общего правила о
необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших
18-летнего возраста (пункт 1 статьи
54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или
ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по
этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие
названного Федерального закона
на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться
соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет,
обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной
защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным
законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной
защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в
интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной
поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее
конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона
не распространяется, на что указано в определении Конституционного Суда
Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 1037-О.
Материалами дела подтверждено, что официально
с заявлением о включении в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, истец
впервые обратился в августе 2016 года в возрасте *** лет.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении настоящего
дела не установлено наличие у истца таких уважительных причин, которые бы стали
реальным препятствием для своевременной постановки истца на учет в качестве
нуждающегося в жилом помещении в целях последующей реализации права на
обеспечение жилым помещением.
К числу уважительных причин не могут быть отнесены
обстоятельства, на которые истец ссылается в апелляционной жалобе, а именно:
служба в армии по призыву, нахождение в местах лишения свободы по приговорам
суда.
Из материалов дела следует, что Салиндер А.В. впервые был
осужден в возрасте 21 года и отбывал наказание в виде лишения свободы в
2000-2001 годах, освободился условно-досрочно 16 июля 2001 года в возрасте 23
лет.
Однако, как указано
выше, по вопросу обеспечения жилым помещением Салиндер А.В. впервые обратился в
Министерство лишь в возрасте *** лет, в связи с чем вывод суда об отсутствии
правовых оснований для распространения на него гарантий, предусмотренных
Федеральным законом № 159-ФЗ для лиц из числа детей-сирот до достижения ими
возраста 23 лет, является верным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия
соглашается с выводом суда о том, что поскольку до достижения 23 лет Салиндер
А.В. не обращался в соответствующий уполномоченный орган с заявлением о
признании его нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, не был поставлен до указанного
возраста на учет нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, и
на момент обращения к ответчику с заявлением о включении в список детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, не относился к числу лиц
вышеуказанной категории в связи с достижением 23-летнего возраста, оснований
для удовлетворения исковых требований не имеется.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 09 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Салиндера Антона Викторовича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи