УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Елистратов А.М. Дело № 33-208/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
23 января 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Герасимовой Е.Н.
с участием прокурора
Колгановой Е.А.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 29 сентября 2017 года, с учетом определения
того же суда об исправлении описки от 20 ноября 2017 года, по которому
постановлено:
исковые требования
прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах
Чистяковой Ирины Дмитриевны к Министерству здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечивать Чистякову Ирину Дмитриевну лекарственным препаратом *** по
рецептам от 12.05.2017 г., от 02.06.2017 г., от 04.07.2017 г., от 01.08.2017 г.
в количестве 300 таблеток с содержанием 500 мг действующего вещества.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителей истицы Чистяковой Т.Н. и
Чистяковой Т.В., возражавших против
доводов жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор
Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с иском, уточненным в
ходе судебного разбирательства, в интересах Чистяковой И.Д. к Министерству
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о
возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.
В обоснование иска указано,
что прокуратурой Засвияжского района города Ульяновска проведена проверка, в
ходе которой было установлено, что Чистякова И.Д., *** года рождения, является
инвалидом, с февраля 2017 года состоит на учете в Государственном учреждении здравоохранения «Городская
больница № 4» с диагнозом: «***», в
связи с чем имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения.
Лечащим врачом Чистяковой И.Д. назначен лекарственный препарат «***» 150
мг 2 раза в день.
12.05.2017, 02.06.2017, 04.07.2017,
01.08.2017 Чистяковой И.Д.
выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата – «***» в количестве 300 таблеток с содержанием по
500 мг действующего вещества.
Однако указанным
лекарственным средством Чистякова И.Д. до настоящего времени не обеспечена.
Просил обязать
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области обеспечивать Чистякову И.Д. лекарственным препаратом «***» по
рецептам от 12.05.2017, 02.06.2017, 04.07.2017, 01.08.2017 в количестве 300
таблеток с содержанием по 500 мг действующего вещества.
Судом к участию в
деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены ГУЗ «Городская поликлиника № 4», акционерное
общество «УльяновскФармация».
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что
Министерством закупался лекарственный препарат «***» согласно
государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий
граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных
организациях, расположенных на территории Ульяновской области.
Полагает, что не обеспечение Чистяковой И.Д. лекарственным
препаратом «***» по выписанным льготным рецептам от 12.05.2017,
02.06.2017, 04.07.2017, 01.08.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация»,
которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных
препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с
Министерством контракта. Обращает внимание, что назначение и выписывание
лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от
20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения»,
осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только
выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным
препаратом, медицинским изделием. По мнению автора жалобы, обеспечение
медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в
рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда.
Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться и Чистякова
И.Д., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.
В возражениях на
апелляционную жалобу представитель Чистяковой И.Д. – Чистякова Т.Н., прокурор
Засвияжского района города Ульяновска, полагая решение суда законным и
обоснованным, просят оставить его без изменений, жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в
отсутствие истицы Чистяковой И.Д., представителя
ответчика Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области, представителей третьих
лиц ГУЗ «Городская поликлиника № 4», АО «УльяновскФармация», извещенных о месте
и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии ч. 1 ст. 41
Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2,
20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права
и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и
защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
Каждый имеет право на жизнь. Каждому
гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Согласно ст. 4
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны
здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и
обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет
интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность
граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной
власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за
обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в
оказании медицинской помощи.
Таким образом, бесплатное предоставление отдельным
категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий
медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией
Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Инкова Т.Н., ***
года рождения, состоит на диспансерном
учете в ГУЗ «Городская поликлиника
№4» с диагнозом: «***».
В соответствии с Постановлением Правительства
РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения
населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения» лицам, кому
установлен диагноз «***» все лекарственные препараты для лечения указанного
заболевания отпускаются по рецепту врача
бесплатно.
В соответствии с п.2 Порядка назначения и
выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России
от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты,
порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и
выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером,
акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.
Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора
социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом
Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых
лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в
лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее
лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра
выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в
соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном
порядке Минздрава России (п.2.3).
В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных
средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785,
лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в
количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы
отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.
Следовательно, действующими нормативными
правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств
бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании
рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем
необходимого больному лекарственного препарата.
12.05.2017, 02.06.2017, 04.07.2017, 01.08.2017 Чистяковой И.Д. выписаны
рецепты на бесплатное получение лекарственного средства – «***».
Однако указанным
лекарственным средством Чистякова И.Д. по
данным рецептам до настоящего времени не
обеспечена, что подтверждено представленными выпиской из системы РИМС, Отчетом
о получении лекарственных средств Чистяковой И.Д. за период с 01.02.2017 по
08.09.2017.
Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, из
вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что
обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями
возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных
органов.
На данные органы возложена и
обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом
количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов,
своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники
финансирования указанных мероприятий.
Исходя из
Положения о Министерстве
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской
области от 20.06.2016 года за № 14/275-П, к полномочиям Министерства отнесены:
обеспечение донорской кровью и(или) ее компонентами, лекарственными
препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими
изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 года за № 661-П утверждена Территориальная
программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на
плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных
категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании
амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с
законодательством.
Таким образом, дав
верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив
закон, суд обоснованно пришел к выводу
об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обязанность обеспечить Чистякову И.Д.. лекарственным средством «***» по
рецептам от 12.05.2017, от 02.06.2017, от 04.07.2017, от 01.08.2017.
Доводы апелляционной
жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к
обеспечению лекарственными препаратами льготн6ых групп населения, заключив
27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует
бездействие и ответственность за не обеспечение
Чистяковой И.Д. указанным лекарственным препаратом должно нести АО
«УльяновскФармация» несостоятельны.
Как указывалось
выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность
контролировать наличие в аптечной сети
АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.
При этом, ответчик
не представил суду доказательства того,
что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан,
лекарственным препаратом «***» было
полным и невыдача указанного лекарства Чистяковой И.Д. по предъявленным ею рецептам произошло по вине АО «УльяновскФармация».
Поскольку необходимость обеспечения истицы лекарственным препаратом «***» носит постоянный характер, его назначение
имеет место по жизненным показаниям, соответственно обеспечение указанным препаратом по рецептам от 12.05.2017,
от 02.06.2017, от 04.07.2017, от 01.08.2017
в текущем году не приведет к тому, что истица будет им обеспечена свыше
необходимого.
Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы в части того, что обеспечение Чистякова И.Д. лекарственным препаратом по
судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются
несостоятельными.
В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции
ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая
оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно
определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований
прокурора города Димитровграда Ульяновской области, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные
Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе,
являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда города
Ульяновска
от 29 сентября 2017 года, с учетом определения того же суда об
исправлении описки от 20 ноября 2017 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: