Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 23.01.2018, опубликован на сайте 29.01.2018 под номером 70990, 2-я гражданская, об обязхании обеспечить лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                Дело № 33-208/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 23 января 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по                                               апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и                        социального благополучия Ульяновской области на решение                              Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 сентября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 20 ноября 2017 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах Чистяковой Ирины Дмитриевны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечивать Чистякову Ирину Дмитриевну лекарственным препаратом *** по рецептам от 12.05.2017 г., от 02.06.2017 г., от 04.07.2017 г., от 01.08.2017 г. в количестве 300 таблеток с содержанием 500 мг действующего вещества.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителей истицы Чистяковой Т.Н. и Чистяковой Т.В.,  возражавших против доводов жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным,   судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах Чистяковой И.Д. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Засвияжского района города Ульяновска проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Чистякова И.Д., *** года рождения, является инвалидом, с февраля 2017 года состоит на учете в Государственном учреждении здравоохранения «Городская больница № 4» с диагнозом: «***», в связи с чем имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения.

Лечащим врачом Чистяковой И.Д. назначен лекарственный препарат «***» 150 мг 2 раза в день.

12.05.2017, 02.06.2017, 04.07.2017, 01.08.2017 Чистяковой И.Д. выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата – «***» в количестве 300 таблеток с содержанием по 500 мг действующего вещества.

Однако указанным лекарственным средством Чистякова И.Д. до настоящего времени не обеспечена.

Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечивать Чистякову И.Д. лекарственным препаратом «***» по рецептам от 12.05.2017, 02.06.2017, 04.07.2017, 01.08.2017 в количестве 300 таблеток с содержанием по 500 мг действующего вещества.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУЗ «Городская поликлиника № 4», акционерное общество «УльяновскФармация».

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» согласно государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области. Полагает, что не обеспечение Чистяковой И.Д. лекарственным препаратом «***» по выписанным льготным рецептам от 12.05.2017, 02.06.2017, 04.07.2017, 01.08.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Обращает внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться и Чистякова И.Д., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Чистяковой И.Д. – Чистякова Т.Н., прокурор Засвияжского района города Ульяновска, полагая решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменений, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие истицы Чистяковой И.Д.,  представителя ответчика  Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, представителей третьих лиц ГУЗ «Городская поликлиника № 4», АО «УльяновскФармация», извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии  ч. 1 ст. 41  Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Инкова Т.Н., *** года рождения, состоит на диспансерном  учете в ГУЗ «Городская поликлиника  №4»  с диагнозом: «***».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении  обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»  лицам, кому установлен диагноз «***» все лекарственные препараты для лечения указанного заболевания  отпускаются по рецепту врача бесплатно.

В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов  лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

12.05.2017, 02.06.2017, 04.07.2017, 01.08.2017 Чистяковой И.Д. выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственного средства – «***».

Однако указанным лекарственным средством Чистякова И.Д.  по данным  рецептам до настоящего времени не обеспечена, что подтверждено представленными выпиской из системы РИМС, Отчетом о получении лекарственных средств Чистяковой И.Д. за период с 01.02.2017 по 08.09.2017.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Исходя из Положения   о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области, утвержденного  Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 года за № 14/275-П, к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и(или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.

Постановлением Правительства Ульяновской области от  29.12.2016  года за № 661-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством.

Таким образом, дав верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив закон, суд обоснованно  пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить Чистякову И.Д.. лекарственным средством «***» по рецептам от 12.05.2017, от 02.06.2017, от 04.07.2017, от 01.08.2017.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к обеспечению лекарственными препаратами льготн6ых групп населения, заключив 27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует бездействие и ответственность за не обеспечение  Чистяковой И.Д. указанным лекарственным препаратом должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Как указывалось выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность контролировать  наличие в аптечной сети АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, лекарственным препаратом «***»  было полным и невыдача указанного лекарства Чистяковой И.Д. по предъявленным  ею рецептам произошло по вине АО «УльяновскФармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  истицы лекарственным препаратом «***»  носит постоянный характер, его назначение имеет место по жизненным показаниям,  соответственно обеспечение  указанным препаратом по рецептам от 12.05.2017, от 02.06.2017, от 04.07.2017, от 01.08.2017  в текущем году  не приведет  к тому, что истица будет им обеспечена свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Чистякова И.Д. лекарственным препаратом по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора города Димитровграда Ульяновской области, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса            Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                               от 29 сентября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 20 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: