Судебный акт
Включение периода рабогты в специальный стапж и назначении досрочной страховой пенсии по старости
Документ от 16.01.2018, опубликован на сайте 29.01.2018 под номером 70867, 2-я гражданская, О признании права на досрочную страховую пенсию по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шестаева Н.И.                                                  Дело № 33-68/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 16 января 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по                     апелляционной жалобе Слушкиной Елены Анатольевны на решение                                  Карсунского районного суда Ульяновской области от 25 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Слушкиной Елены Анатольевны удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сурском районе Ульяновской области включить Слушкиной Елене Анатольевне в специальный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды её работы с 10 августа 1993 г. по 30 сентября 1993 г. в качестве старшей пионервожатой ***.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сурском районе Ульяновской области в пользу Слушкиной Елены Анатольевны судебные расходы в сумме 2100 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Слушкиной Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Слушкина Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Сурском районе Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, соответствующего периода работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения  и взыскании судебных расходов.

В обоснование исковых требований Слушкина Е.А. указала, что 31.08.2017 обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Сурском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ответчика  от 05.09.2017 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

При этом в специальный стаж не был засчитан следующий период её работы: с 10.08.1993 по 31.08.1994 в качестве старшей вожатой ***, поскольку указанная должность не предусмотрена перечнем должностей дающим право на досрочное назначение пенсии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1999 № 1067, постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.

Считала отказ в назначении пенсии необоснованным, нарушающим её пенсионные права.

Слушкина Е.А. просила признать незаконным решение ГУ – УПФ РФ в Сурском районе Ульяновской области от 05.09.2017 в части не включения в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода  работы с 10.08.1993 по 31.08.1994 в качестве старшей вожатой *** и отказа в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости и обязать ответчик включить в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости вышеуказанный период работы, назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 31.08.2017, взыскать с ГУ – УПФ РФ в Сурском районе Ульяновской области расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 6500 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное образовательное учреждение ***

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Слушкина Е.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, удовлетворив ее требования в полном объеме. Полагает, что в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости подлежит включению  период её работы с 01.10.1993 по 31.08.1994 в качестве старшей пионервожатой *** независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначении пенсии по старости.

Дело рассмотрено в отсутствие  представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Сурском районе Ульяновской области, представителя третьего лица МБОУ «***, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно Конституции Российской федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена  на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый  имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.ст.7, 37 ч.3, 39 ч.1 Конституции РФ).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 частью 2 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). При этом, такая дифференциация должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части1 и 2 Конституции РФ), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие  различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют  объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии, лежащие в основе   установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть взаимообусловлены.

Кроме того, как отмечалось в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости , на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагает, по смыслу статьей 1,2, 6 (часть2), 15 (часть 4), 17 (часть1), 18, 19 и 55 (часть1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Из материалов дела следует, что 31.08.2017 Слушкина Е.А., *** года рождения, обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Сурском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Сурском районе от 05.09.2017 за № *** Слушкиной Е.А. отказано в назначении  досрочной страховой пенсии по старости  по п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» № 400 ФЗ на том основании, что требуемый специальный трудовой стаж должен быть не менее 25 лет, а заявительница отработала 24 года 00 месяца 12 дней, т.е. отсутствует педагогический стаж необходимый для назначения досрочной пенсии по старости. При этом Слушкиной Е.А. отказано во включении в педагогический стаж периода работы: с 10.08.1993 по 31.08.1994 в должности старшей вожатой *** (01 лет 00 мес. 22 дн.) поскольку данная должность  не предусмотрена  перечнем должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002  № 781, Постановлением Правительства РФ от 29.09.1999  № 1067, Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.

Не соглашаясь с данным решением,  Слушкина Е.А. оспорила его в судебном порядке.

Суд, разрешая заявленные требования, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, дал им правильную  правовую оценку, а также верно применил закон, правомерно отказал Слушкиной Е.А. в удовлетворении  исковых требований в части включения в специальный стаж периода с  01.10.1993 по 31.08.1994.

В  соответствии с  п.п.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»  при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002  N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999  N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999  по 31.12. 2001  включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991  N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.10.1993  по 31.10.1999  включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959  N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.10.1993.

Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №  1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе: работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Пункт 4 данного Положения указывает, что время работы, названной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Таким образом,  возможность  включения в специальный стаж работы в качестве пионервожатой предусматривалась Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, которое утратило силу с 01.10.1993.

В силу этого суд правомерно зачел истице в специальный педагогический стаж только период  с 10.08.1993 по 30.09.1993.

Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 78 должность пионервожатой не предусмотрена.

Исходя из этого, суд обоснованно отказал  Слушкиной Е.А.. в удовлетворении исковых требований в части  зачета в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода ее работы в должности старшей пионервожатой ***  с 01.10.1993 по 31.08.1994.

Доводы апелляционной жалобы  Слушкиной Е.А. о том что спорный период подлежал включению в специальный стаж в силу правовой определенности, т.к.  после 01.10.1993 года истица выполняла те же самые обязанности, что и в период, который судом был зачтен в специальный стаж, основаны на неверном толковании закона.

Правовых оснований  для распространения условий, предусмотренных Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения,  утвержденного  постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется.

Учитывая то, что на дату обращения истицы в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости  в связи с педагогической деятельностью, ее специальный стаж с учетом зачтенного судом составил 24 года 2 месяца и 4 дня, т.е. менее 25 лет, суд обоснованно отказал Слушкиной Е.А. в удовлетворении исковых требований в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 31.08.2017, т.е. со дня обращения в пенсионный орган.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований в полном объеме, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Доводы, приведенные Слушкиной Е.А. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области                                      от 25 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                 Слушкиной Елены Анатольевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                Судьи: