УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Шестаева Н.И. Дело № 33-68/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
16 января 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Фоминой В.А.
при секретаре
Воронковой И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе
Слушкиной Елены Анатольевны на решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 25 октября 2017 года, по которому
постановлено:
Исковые требования
Слушкиной Елены Анатольевны удовлетворить частично.
Взыскать с
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
в Сурском районе Ульяновской области в пользу Слушкиной Елены Анатольевны
судебные расходы в сумме 2100 рублей.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Слушкиной Е.А., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Слушкина Е.А. обратилась в суд с иском к
Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации
в Сурском районе Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в
назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности
зачесть в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, соответствующего
периода работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения и взыскании судебных расходов.
В обоснование
исковых требований Слушкина Е.А. указала, что 31.08.2017 обратилась в ГУ –
Управление Пенсионного фонда РФ в Сурском районе Ульяновской области с
заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых
пенсиях», в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением
ответчика от 05.09.2017 ей было отказано
в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого
стажа на соответствующих
видах работ.
При
этом в специальный стаж не был засчитан следующий период её работы: с 10.08.1993 по 31.08.1994 в качестве старшей
вожатой ***, поскольку указанная должность не предусмотрена перечнем должностей
дающим право на досрочное назначение пенсии, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.09.1999 № 1067, постановлением Совмина
РСФСР от 06.09.1991 № 463.
Считала
отказ в назначении пенсии необоснованным, нарушающим её пенсионные права.
Слушкина Е.А.
просила признать незаконным решение ГУ – УПФ РФ в Сурском районе Ульяновской
области от 05.09.2017 в части не включения в специальный педагогический стаж,
дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 10.08.1993 по 31.08.1994 в качестве
старшей вожатой *** и отказа в назначении страховой пенсии по старости в
соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях»; признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости и
обязать ответчик включить в специальный педагогический стаж, дающий право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости вышеуказанный период работы,
назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 31.08.2017, взыскать с ГУ
– УПФ РФ в Сурском районе Ульяновской области расходы на оплату государственной
пошлины в размере 300 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в
размере 6500 руб.
Судом к участию в
деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное образовательное
учреждение ***
Суд первой инстанции, рассмотрев дело по
существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Слушкина Е.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять новое решение, удовлетворив ее требования в полном объеме. Полагает,
что в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии
по старости подлежит включению период её
работы с 01.10.1993 по 31.08.1994 в качестве старшей пионервожатой ***
независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения
права на досрочное назначении пенсии по старости.
Дело рассмотрено в
отсутствие представителя ответчика ГУ –
Управление Пенсионного фонда РФ в Сурском районе Ульяновской области,
представителя третьего лица МБОУ «***, извещенных о месте и времени судебного
заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении
и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно Конституции
Российской федерации в Российской Федерации как социальном государстве,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека,
охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных
служб; каждый имеет право на труд в
условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за
труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.ст.7, 37 ч.3, 39 ч.1
Конституции РФ).
Важнейшим элементом
социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии
в соответствии со статьей 39 частью 2 Конституции РФ устанавливаются законом.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок
исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия
назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая
установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения
трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств,
характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и
профессии и т.д.). При этом, такая дифференциация должна осуществляться
законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том
числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части1 и 2 Конституции РФ),
в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если
они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые
цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного
обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм
дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет
вводить такие различия в пенсионных
правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет
различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных
ситуациях). Критерии, лежащие в основе
установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны
определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом
регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны
быть взаимообусловлены.
Кроме того, как
отмечалось в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 по делу о
проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости , на которых
основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской
Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное
обеспечение, предполагает, по смыслу статьей 1,2, 6 (часть2), 15 (часть 4), 17
(часть1), 18, 19 и 55 (часть1) Конституции РФ, правовую определенность и
связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного
обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих
правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения
и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего
законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в
неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав,
действенности их государственной защиты.
Из материалов дела следует, что
31.08.2017 Слушкина Е.А., *** года рождения, обратилась в ГУ - Управление
Пенсионного фонда РФ в Сурском районе Ульяновской области с заявлением о
назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.
30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением комиссии по
рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Сурском
районе от 05.09.2017 за № *** Слушкиной Е.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых
пенсиях в РФ» № 400 ФЗ на том основании, что требуемый специальный трудовой
стаж должен быть не менее 25 лет, а заявительница отработала 24 года 00 месяца
12 дней, т.е. отсутствует педагогический стаж необходимый для назначения
досрочной пенсии по старости. При этом Слушкиной Е.А. отказано во включении в
педагогический стаж периода работы: с 10.08.1993 по 31.08.1994 в должности
старшей вожатой *** (01 лет 00 мес. 22 дн.) поскольку данная должность не предусмотрена перечнем должностей, дающих право на
досрочное назначение пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от
29.10.2002 № 781, Постановлением
Правительства РФ от 29.09.1999 № 1067,
Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.
Не соглашаясь с
данным решением, Слушкина Е.А. оспорила
его в судебном порядке.
Суд, разрешая
заявленные требования, всесторонне и полно исследовал представленные
доказательства, дал им правильную
правовую оценку, а также верно применил закон, правомерно отказал
Слушкиной Е.А. в удовлетворении исковых
требований в части включения в специальный стаж периода с 01.10.1993 по 31.08.1994.
В соответствии
с п.п.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона
от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8
настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно Постановлению Правительства РФ от
16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно
назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы
(деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по
старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для
детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых
засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в
учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий,
должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается
трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации»;
Список
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 22.09.1999 N 1067 «Об
утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую
право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах
и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для
назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в
школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца
третьего пункта 3 указанного постановления - для учета
соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12. 2001 включительно;
Список
профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность
которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу
лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»,
утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 «Об утверждении Списка профессий и
должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах
и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с
применением положений пункта 2
указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей
место в период с 01.10.1993 по
31.10.1999 включительно;
Перечень
учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за
выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от
17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу
лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для
учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.10.1993.
Пунктом 2 Положения
о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения
и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от
17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства» предусмотрено, что в стаж работы
учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе: работа в
училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Пункт 4 данного Положения указывает, что время
работы, названной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж
работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для
назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на
работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на
эту пенсию.
Таким образом, возможность
включения в специальный стаж работы в качестве пионервожатой
предусматривалась Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397,
которое утратило силу с 01.10.1993.
В силу этого суд
правомерно зачел истице в специальный педагогический стаж только период с 10.08.1993 по 30.09.1993.
Списками,
утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463,
постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 № 78 должность пионервожатой не предусмотрена.
Исходя из этого, суд
обоснованно отказал Слушкиной Е.А.. в
удовлетворении исковых требований в части
зачета в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости, периода ее работы в должности старшей
пионервожатой *** с 01.10.1993 по
31.08.1994.
Доводы апелляционной
жалобы Слушкиной Е.А. о том что спорный
период подлежал включению в специальный стаж в силу правовой определенности,
т.к. после 01.10.1993 года истица
выполняла те же самые обязанности, что и в период, который судом был зачтен в
специальный стаж, основаны на неверном толковании закона.
Правовых
оснований для распространения условий,
предусмотренных Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за
выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного
постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, применительно
к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного
обеспечения педагогических работников, не имеется.
Учитывая то, что на
дату обращения истицы в пенсионный орган за назначением досрочной страховой
пенсии по старости в связи с
педагогической деятельностью, ее специальный стаж с учетом зачтенного судом
составил 24 года 2 месяца и 4 дня, т.е. менее 25 лет, суд обоснованно отказал
Слушкиной Е.А. в удовлетворении исковых требований в части назначения досрочной
страховой пенсии по старости с 31.08.2017, т.е. со дня обращения в пенсионный
орган.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд
правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к
выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований в
полном объеме, не установлено.
Вывод суда мотивирован,
соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его
неправильным не имеется.
Доводы, приведенные
Слушкиной Е.А. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут
повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П
Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Карсунского районного суда
Ульяновской области от 25 октября 2017 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Слушкиной Елены Анатольевны –
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: