УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Гришин П.С. Дело № 33-5292/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
19 декабря 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Казаковой М.В.
с участием прокурора
Федечко Ф.И.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на
решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от
05 октября 2017 года, по которому постановлено:
Исковые требования
прокурора Старомайнского района Ульяновской области удовлетворить.
Обязать ГУЗ «Старомайнская районная больница» обеспечить Маделова Александра
Николаевича, *** года рождения, льготными рецептами на получение согласно медицинским показаниям лекарственного средства ***
850 мг. из расчета 2 таблеток в
день, и
тест-полосок для определения ***, из расчета 30 тест-полосок в месяц.
Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области обеспечить Маделова Александра Николаевича, *** года рождения,
лекарственным средством *** 850 мг.
из расчета 2 таблеток в день, и тест-полосками для
определения содержания глюкозы в крови, из расчета 30 тест-полосок в месяц.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Маделова А.Н., возражавшего против доводов жалобы, прокурора
Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился
в суд с иском в интересах Маделова А.Н.
к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области, Государственному учреждению здравоохранения «Старомайнская районная
больница» о возложении обязанности обеспечить льготными рецептами на получение
лекарственного средства и тест-полосок для определения содержания глюкозы в
крови.
В обоснование иска
указано, что прокуратурой Старомайнского
района Ульяновской области проведена проверка, в ходе которой было
установлено, что Маделов А.Н. с ***2017 состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Старомайнская
районная больница» с диагнозом ***, средней степени тяжести. По рекомендации ***
Государственного учреждения здравоохранения «Ульяновская областная клиническая
больница» Маделову А.Н. назначен лекарственный препарат *** в дозе 850 мг 2
раза в день.
В июле 2017 года Маделову А.Н. в получении лекарства было отказано.
Кроме того, Маделову А.Н. было отказано в получении тест – полосок для
определения содержания глюкозы в крови из расчета 1 тест - полоска в сутки, 30
тест - полосок в месяц.
В нарушение требований действующего законодательства, при наличии показаний
к применению препарата ***, ГУЗ «Старомайнская районная больница» Маделову А.Н.
с июля 2017 года не выписывались рецепты на получение указанного лекарственного
препарата, а Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области не обеспечивало Маделова А.Н. лекарственным препаратом и тест-полосками
для определения содержания глюкозы в крови.
Просил обязать ГУЗ «Старомайнская
районная больница» обеспечить Маделова А.Н. льготными рецептами на получение
лекарственного средства *** и тест-полосок для определения содержания глюкозы в
крови, из расчета 30 тест-полосок в месяц, обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечить Маделова А.Н. лекарственным средством *** и тест-полосками для определения содержания глюкозы в
крови, из расчета 30 тест-полосок в месяц.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что согласно
сведениям Региональной информационной системы льготные рецепты на лекарственные
препараты и медицинские изделия Маделову А.Н. лечащим врачом ГУЗ «Старомайнская районная
больница» с июля 2017 года по настоящее время не выписывались.
Обращает внимание, что назначение и выдача
рецептов на лекарственные препараты в соответствии с приказом Минздрава России
от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения»,
осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только
выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица
лекарственным препаратом, медицинским изделием.
В возражениях на
апелляционную жалобу прокурор Старомайнского района Ульяновской области, Маделов А.Н., полагая
решение суда законным и обоснованным, просят решение суда оставить без изменений, жалобу - без
удовлетворения.
Дело рассмотрено в
отсутствие представителей ответчиков Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Старомайнская районная
больница», извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и
надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
При разрешении
требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон,
которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела,
выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным
обстоятельствам дела.
Порядок оказания
медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37
Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской
помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 43
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально
значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и
обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских
организациях.
Согласно постановлению
Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально
значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для
окружающих» *** включен в перечень социально значимых заболеваний.
Раздел «Категории
заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном
лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения
отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения
населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения", предусматривает бесплатный за счет средств
бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а
также средств диагностики больным диабетом.
Перечнем изделий
медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для
детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании
дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям
граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи,
утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации N 1 от 09.01.2007, предусмотрено предоставление
тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови льготной категории
граждан, в том числе лицам, имеющим заболевание диабет.
Таким образом, бесплатное предоставление отдельным
категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий
медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией
Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Маделов
А.Н., *** года рождения, с ***.2017
состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Старомайнская районная больница» с
диагнозом ***, средней степени тяжести.
По рекомендации *** ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» истцу назначен
таблетированный *** лекарственный препарат *** в дозе 850 мг 2 раза в день.
Постановлением Правительства Ульяновской области
от 29.12.2016 № 661-П «Об утверждении
территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый
период 2018 и 2019 годов утвержден перечень
лекарственных препаратов, специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения
и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по
рецептам врачей бесплатно и с перечнем групп населения при амбулаторном
лечении которых лекарственные препараты, специализированные
продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по
рецептам врачей с 50% скидкой со свободных цен.
В соответствии с
п.2 Порядка
назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом
Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка
назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков
на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и
хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется
лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий
лечащего врача.
Согласно п. 2.1
Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан,
утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года №
328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий
медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические
учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое
учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по
установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем
лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава
России (п.2.3).
В силу п. 2.5
Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом
Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные
средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве,
указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска
которых указаны в п. 1.11Инструкции
и приложении №
1 к Инструкции.
Следовательно,
действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения
граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в
том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим
врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному
лекарственного препарата.
Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, из вышеприведенных
норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению
граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы
исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.
На данные органы возложена и обязанность
контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств
медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их
оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных
мероприятий.
Как следует из выписки из медицинской карты амбулаторного больного
Маделова А.Н., карты учета льготного
отпуска лекарственных средств, истец
в 2017 году обеспечивался лекарственным препаратом *** трижды: 03.02.2017 в количестве
60 таблеток. Рецепт обслужен 03.02.2017; 10.04.2017 – в количестве 60 таблеток. Рецепт обслужен
10.04.2017. 18.05.2017 – в количестве
60 таблеток. Рецепт обслужен 18.05.2017. Сведений об обеспечении Маделова
А.Н. лекарственными средствами в июле, августе 2017 года, а также
тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови в 2017 года, не
имеется.
Удовлетворяя
заявленные прокурором требования о возложении обязанности на ГУЗ «Старомайнская
районная больница» и Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Маделова
А.Н. лекарственным препаратом *** и медицинскими изделиями в количестве,
необходимом по медицинским показаниям, суд правильно пришел к выводу о том, что
невыполнение ГУЗ «Старомайнская районная
больница» по выписке истцу рецептов на
бесплатное получение лекарств и тест-полосок для определения уровня глюкозы в
крови, а Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатными
необходимыми лекарствами и медицинскими изделиями свидетельствует о
существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
При этом суд
правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно
на период лечения как лекарственными препаратами, так и средствами диагностики (тест-полосками) лежит
как на ГУЗ «Старомайнская районная больница», так и на Министерстве здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской
области.
Судебная коллегия
соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических
обстоятельствах дела.
Поскольку
фактическое обеспечение истца необходимыми ему лекарственными препаратами и
изделиями медицинского назначения зависит не только от действий врача больницы по выписке бесплатного
рецепта, но и от реальной обеспеченности
данного рецепта лекарственным препаратом (наличие его в специализированной
аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области .
Исходя из
вышеизложенного, суд правильно принял
решение, возложив на обоих ответчиков обязанность по обеспечению Маделова А.Н.
лекарственным препаратом и изделием медицинского назначения, определив обязанность
каждого.
Доводы апелляционной
жалобы ответчика не опровергают выводов суда, были предметом исследования и
оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении,
нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения,
по делу не установлено.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 05
октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: