УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дементьев А.Г. Дело № 33-5154/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
12 декабря 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в
составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Яркина Анатолия Николаевича на решение Засвияжского
районного суда г.
Ульяновска от 31 августа 2017 года, по которому постановлено:
В удовлетворении
иска Яркина Анатолия Николаевича к Государственному учреждению
– Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в
Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании незаконным
решения УПФ об отказе назначения пенсии
от 28.03.2017; о назначении страховой пенсии по старости досрочно по
государственному обеспечению граждан, пострадавших в результате радиационных
или техногенных катастроф с 20.12.2016; о взыскании суммы пенсии со дня
обращения с заявлением о назначении такой пенсии – с 20.12.2016 отказать.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя Яркина А.Н. – Логинова С.М. ,
поддержавшего доводы жалобы, судебная
коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яркин
А.Н. обратился в суд с
иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской
Федерации в Засвияжском районе
г. Ульяновска Ульяновской области (далее - ГУ - УПФ РФ в Засвияжском
районе ) о признании незаконным решения об отказе в назначении
страховой пенсии по старости досрочно как гражданину, пострадавшему в результате
радиационных или техногенных катастроф, взыскании суммы пенсии со дня обращения
с заявлением о назначении такой пенсии. В обоснование иска указал, что 20.12.2016 обратился в ГУ - УПФ РФ в Засвияжском районе
с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в
соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях», законом от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и
Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации». Решением ГУ - УПФ РФ в Засвияжском районе от 28.03.2017 ему
отказано в назначении досрочной пенсии в связи с неподтверждением факта работы на загрязненной территории. При
этом период с 26.04.1986 по 31.01.1998 не был засчитан как период
работы в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Считал отказ в назначении пенсии
необоснованным, нарушающим его пенсионные права. Просил признать незаконным
решение ГУ - УПФ РФ в Засвияжском районе об отказе в назначении
досрочной пенсии,
включить указанный период в льготный стаж, назначить ему
страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о назначении
такой пенсии, взыскать с ответчика суммы пенсии с 20.12.2016.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе Яркин А.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование
жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Полагает
несостоятельным вывод суда о том, что им не представлено достаточно
доказательств, достоверно подтверждающих факт его постоянной работы в спорный
период на территории населенного пункта ***, которое относилось к зоне с льготным
социально - экономическим статусом. Такими доказательствами является справка, выданная администрацией
муниципального образования «Урено-Карлинское сельское поселение» Карсунского
района от 15.11.2016, о том, что ***, в
котором он работал, располагалось в ***, а также показания свидетелей,
допрошенных в судебном заседании. Считает, что оценка доказательств проведена
однобоко, решение основано только на доводах ответчика.
В возражении на апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в Засвияжском районе,
полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без
изменения, жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие Яркин А.Н., ГУ - УПФ РФ в Засвияжском районе,
извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что Яркин А.Н., *** г.р., обращался
20.12.2016 в ГУ - УПФ РФ в Засвияжском районе с заявлением
о назначении досрочной страховой
пенсии по старости в
соответствии со ст. 8
Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
Законом РФ от 15.05.1991 №1244-ФЗ
«О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» п. 2 ст. 10
Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При обращении в пенсионный орган
Яркины А.Н. представил трудовую книжку, из которой следует, что он работал с
26.04.1986 по 31.01.1998 в должности *** 4 разряда в ***
В удовлетворении его
заявления ответчиком было отказано ввиду отсутствия доказательств его работы в период с
26.04.1986 по 31.01.1998 в
зоне с льготным
социально - экономическим статусом.
Полагая отказ незаконным, Яркин А.Н.
обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об
отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Яркина
А.Н., не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
В силу ст. 8
Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ право на
страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет;
страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового
стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее
30.
Согласно п. 8 ст. 13
Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на
которых распространяется действие настоящего закона, относятся граждане,
постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным
социально-экономическим статусом.
В соответствии со
ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим
(работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим
статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного
ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1
год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с
льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей
сложности.
В примечании к ст.
35 данного Закона указано, что первоначальная величина снижения пенсионного
возраста, установленная ст. ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается
для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на
территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента
катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания
на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или
до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон
радиоактивного загрязнения.
Согласно Разъяснению
от 19.04.2000 № 4 «О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся
в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии
гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории,
подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС» Министерства труда и социального развития Российской Федерации,
утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 19.04.2000 № 33,
пенсионное обеспечение граждан, в том числе, постоянно проживающим (работающим)
на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 1).
Назначение пенсий по
возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего
разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от
продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в
соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в
границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).
При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37
Закона учитывается Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон
радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря
1997 года N 1582 (пункт 3). В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с
уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается время
постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в
зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в
период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими
Постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 4).
В соответствии с
пунктом 100 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и
пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Министерством
труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 № 958н, работа (периоды работы) в
зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом РФ «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС», подтверждается документами, предусмотренными для
подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж, правила подсчета и
подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской
Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения
страхового стажа для установления страховых пенсий».
Распоряжением Совета
Министров Правительства РФ № 577-р
от 05.04.1993 *** было
отнесено к местности
с льготным социально –
экономическим статусом проживания с 26.04.1986 по
31.01.1998.
В качестве
доказательств работы с 26.04.1986
по 31.01.1998 в зоне с льготным
социально - экономическим статусом Яркиным А.Н. представлена справка, выданная
администрацией
муниципального образования
Урено-Карлинское сельское поселение
Карсунского района Ульяновской области от 15.11.2016 о том, ***
были расположены в ***.
Суд обоснованно
оценил представленную справку критически, поскольку в ней отсутствуют сведения об основаниях ее выдачи.
При этом по материалам наблюдательных дел *** юридический адрес организации
*** был указан иной: ***
Свидетели Л*** В.В.
и К*** Г.М. пояснили, что организация, в которой работал Яркин А.Н., занималась
строительством и ремонтом дорог в трех районах Ульяновской области: ***, главный
офис организации находился в ***, рабочие приезжали в данные районы в рабочие
дни, в выходные уезжали домой. Яркин А.Н.
работал в организации на различных должностях, строительство и ремонт дорог
носили сезонный характер, работы производились в весеннее и летнее время года.
Иных документов
истцом не представлено.
Оценив
доказательства в совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что Яркиным А.Н. не представлено
достаточно доказательств,
которые бы с достоверностью
подтверждали факт его
постоянной работы в
указанный им период в ***, то есть в зоне с льготным
социально-экономическим режимом, в силу чего правомерно отказал в
удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные
Яркиным А.Н.
в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену
решения суда, поскольку сводятся к просьбе о переоценке доказательств,
оснований для которой судебная коллегия не находит.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 31 августа 2017 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Яркина Анатолия Николаевича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: