УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дворцова Н.В. Дело № 33-5056/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
5 декабря 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Казаковой М.В.,
судей Герасимовой
Е.Н., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Воронковой
И.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 7 сентября 2017 года, по
которому постановлено:
Иск Беспалова Павла
Алексеевича к Министерству строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области,
Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области о включении в список и предоставлении жилого помещения по договору
социального найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области включить в список детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области Беспалова Павла Алексеевича, *** года рождения.
Обязать Министерство
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
предоставить Беспалову Павлу Алексеевичу благоустроенное жилое помещение
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых
помещений на территории муниципального образования «***».
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Беспалова П.А. – адвоката
Мустафиной Ю.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Беспалов П.А. обратился в суд с иском к
Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области, Министерству здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области о включении в список детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области, и предоставлении жилого помещения по договору найма
специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что относится
к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного
жилого помещения не имеет. Его мать - К*** Т.А. *** года, отец - Б*** А.Е.
числится в федеральном розыске. С ноября 2012 года по 17 июля 2015 года он
(истец) находился в государственном учреждении социального обслуживания «***. В
соответствии с постановлением администрации муниципального образования
Кузоватовский район» Ульяновской области от 29 декабря 2014 года № *** был
помещен в областное государственное казенное образовательное учреждение для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением
администрации муниципального образования «Барышский район» от 13 июля 2015 года
№ *** над ним установлено попечительство по договору о приемной семье, он был
передан в приемную семью попечителя Ю*** Л.А. 8 февраля 2017 года он обратился
в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.
Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних
от 20 февраля 2017 года ему отказано во включении в указанный список, в связи с
отсутствием у него статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Просил признать его лицом из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, обязать Министерство здравоохранения, семьи
и социального благополучия Ульяновской области включить его в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда
Ульяновской области, обязать Министерство промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить
ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения во
внеочередном порядке.
В апелляционной
жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить. Указывает, что Беспалов П.А. не обеспечен жилым помещением
по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской
области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу
первоочередного права на получение жилого помещения специализированного
жилищного фонда, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями.
В возражениях на
апелляционную жалобу Беспалов П.А. просит решение суда оставить без изменения,
а жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей
ответчиков, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом.
В
соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
приходит к следующему.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, родителями Беспалова П.А., *** года
рождения, являются К*** Т.А. и Б*** А.Е.
*** года мать истца -
К*** Т.А. умерла.
По состоянию на 06
марта 2017 года отец истца – Б*** А.Е. находился в федеральном розыске как
лицо, утратившее связь с родственниками. 09 июня 2017 года розыскное дело в
отношении Б*** А.П. прекращено в связи с установлением его места нахождения.
В период с 27 ноября
2012 года по 17 июля 2015 года истец Беспалов П.А. находился в *** области на
полном государственном социальном обеспечении.
03 декабря 2014 года
Беспалов П.А. был поставлен в муниципальном учреждении Управление образования
администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области
на первичный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы
администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
№ *** от 13 июля 2015 года над Беспаловым П.А. было установлено попечительство
по договору о приемной семье; попечителем несовершеннолетнего истца была
назначена Ю*** Л.А.
Жилых помещений в
собственности и в пользовании по договору социального найма Беспалов П.А. не
имеет.
Решением
Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области от 20 февраля 2017 года (протокол № 4) Беспалову П.А. отказано во
включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, в
связи с отсутствием у Беспалова П.А. статуса лица из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Полагая данный отказ
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области незаконным, Беспалов П.А. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд
первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и
обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований Беспалова П.А.
Вывод суда
мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Общие принципы, содержание и меры социальной
поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц,
потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя,
определяет Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона
от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты
– это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный
родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, -
лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного
родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав,
ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно
отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их
умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей,
отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде
лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих
детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из
образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих
социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя
неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей
в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда
они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а
также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют
в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии
по социальной поддержке.
опека и попечительство - форма устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания,
воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека
устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство
устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;
полное государственное обеспечение
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за
время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных
родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого
инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их
полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи;
приемная семья - форма устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче
ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и
приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять
детей на воспитание в семью).
Установив, что мать Беспалова П.А. умерла,
когда истец находился в несовершеннолетнем возрасте, место нахождения отца было
неизвестно, в связи с чем истец находился на полном государственном обеспечении
в учреждении для детей, а затем над ним было установлено попечительство по
договору о приемной семье, суд первой инстанции обоснованно признал Беспалова
П.А. лицом, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального
закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам,
указанным в абзаце первом данного пункта, по достижении ими
возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до
достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством
субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам,
указанным в абзаце первом данного пункта, ранее чем по
достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц,
указанных в абзаце первом данного пункта и достигших
возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока
пребывания в образовательных организациях, организациях социального
обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях,
создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального
образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо
окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской
Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в
соответствии с пунктом 1
данной статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом
пункта 1 данной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в
соответствии с пунктом 1
данной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (пункт
3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области
от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»
(далее – Закон Ульяновской области № 200-ЗО) право на обеспечение
специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных
жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение специализированными
жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 8
Федерального закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к
категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения
их жилыми помещениями.
Статья 6 Закона Ульяновской области № 200-ЗО
устанавливает порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат
обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Формирование списка детей-сирот, которые
подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, осуществляется
органом опеки и попечительства (часть 1).
В соответствии с Федеральным законом
№ 159-ФЗ в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет (часть 2).
Решение о включении в список либо об отказе
во включении в список принимается органом опеки и попечительства в месячный
срок со дня подачи заявления с документами, указанными в части 3
статьи 6.
Руководствуясь приведенными нормами закона,
суд пришел к верному выводу о наличии оснований для возложения на Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обязанности включить Беспалова П.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда Российской Федерации.
Из содержания
приведенных правовых норм также следует, что федеральный законодатель определил
основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма
специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1
статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Содержащееся в
пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом
субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление
жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с
какой-либо очередностью.
Довод ответчика о
нарушении прав других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же
основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда,
поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость
от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц,
обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной
категории.
При этом отсутствие
надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для
отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма
специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной
жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой
инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением
соответствующих мотивов.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 4 апреля 2016 года № 7/141-П «О
внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 2
октября 2013 года № 454-П» внесены изменения в постановление Правительства
Ульяновской области от 2 октября 2013 года № 454-П «Об утверждении Положения о
Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области»: наименование после слов «о Министерстве» дополнено словом
«промышленности».
Таким образом,
правильное наименование ответчика – Министерство промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 7 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области – без
удовлетворения.
Указать в решении наименование ответчика –
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи