Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 05.12.2017, опубликован на сайте 15.12.2017 под номером 70285, 2-я гражданская, о признании лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обязании включения в очередь на обеспечение жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                  Дело № 33-5056/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               5 декабря 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение                                     Ленинского районного суда г. Ульяновска от 7 сентября 2017 года, по которому постановлено:

 

Иск Беспалова Павла Алексеевича к Министерству строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о включении в список и предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области Беспалова Павла Алексеевича, *** года рождения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Беспалову Павлу Алексеевичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «***».

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Беспалова П.А. – адвоката Мустафиной Ю.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Беспалов П.А. обратился в суд с иском к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Его мать - К*** Т.А. *** года, отец - Б*** А.Е. числится в федеральном розыске. С ноября 2012 года по 17 июля 2015 года он (истец) находился в государственном учреждении социального обслуживания «***. В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Кузоватовский район» Ульяновской области от 29 декабря 2014 года № *** был помещен в областное государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального образования «Барышский район» от 13 июля 2015 года № *** над ним установлено попечительство по договору о приемной семье, он был передан в приемную семью попечителя Ю*** Л.А. 8 февраля 2017 года он обратился в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних от 20 февраля 2017 года ему отказано во включении в указанный список, в связи с отсутствием у него статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просил признать его лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что Беспалов П.А. не обеспечен жилым помещением по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В возражениях на апелляционную жалобу Беспалов П.А. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями Беспалова П.А., *** года рождения, являются К*** Т.А. и Б*** А.Е.

*** года мать истца - К*** Т.А. умерла.

По состоянию на 06 марта 2017 года отец истца – Б*** А.Е. находился в федеральном розыске как лицо, утратившее связь с родственниками. 09 июня 2017 года розыскное дело в отношении Б*** А.П. прекращено в связи с установлением его места нахождения.

В период с 27 ноября 2012 года по 17 июля 2015 года истец Беспалов П.А. находился в *** области на полном государственном социальном обеспечении.

03 декабря 2014 года Беспалов П.А. был поставлен в муниципальном учреждении Управление образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области на первичный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области № *** от 13 июля 2015 года над Беспаловым П.А. было установлено попечительство по договору о приемной семье; попечителем несовершеннолетнего истца была назначена Ю*** Л.А.

Жилых помещений в собственности и в пользовании по договору социального найма Беспалов П.А. не имеет.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 20 февраля 2017 года (протокол № 4) Беспалову П.А. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, в связи с отсутствием у Беспалова П.А. статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Полагая данный отказ Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области незаконным, Беспалов П.А. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований Беспалова П.А.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определяет Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;

полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи;

приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

Установив, что мать Беспалова П.А. умерла, когда истец находился в несовершеннолетнем возрасте, место нахождения отца было неизвестно, в связи с чем истец находился на полном государственном обеспечении в учреждении для детей, а затем над ним было установлено попечительство по договору о приемной семье, суд первой инстанции обоснованно признал Беспалова П.А. лицом, оставшимся без попечения родителей.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 данной статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 данной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 данной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (пункт 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 200-ЗО) право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Статья 6 Закона Ульяновской области № 200-ЗО устанавливает порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, осуществляется органом опеки и попечительства (часть 1).

В соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет (часть 2).

Решение о включении в список либо об отказе во включении в список принимается органом опеки и попечительства в месячный срок со дня подачи заявления с документами, указанными в части 3 статьи 6.

Руководствуясь приведенными нормами закона, суд пришел к верному выводу о наличии оснований для возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности включить Беспалова П.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Российской Федерации.

Из содержания приведенных правовых норм также следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении прав других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 4 апреля 2016 года                            № 7/141-П «О внесении изменений в постановление Правительства                       Ульяновской области от 2 октября 2013 года № 454-П» внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 2 октября 2013 года № 454-П «Об утверждении Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области»: наименование после слов «о Министерстве» дополнено словом «промышленности».

Таким образом, правильное наименование ответчика – Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                       Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 7 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта                      Ульяновской области – без удовлетворения.

Указать в решении наименование ответчика – Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи