УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Тудиярова С.В. Дело № 33-4906/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
28 ноября 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Фоминой В.А.
при секретаре Воронковой
И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия
Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 18 сентября 2017 года, по которому постановлено:
Уточненные исковые
требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах
Фалатюка Анатолия Леонидовича удовлетворить.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возместить Фалатюку
Анатолию Леонидовичу денежные средства в размере 1157,30 руб. (одна тысяча сто
пятьдесят семь рублей 30 копеек), затраченные на приобретение медицинских
препаратов «***», «***», «***».
Заслушав доклад
судьи Мирясовой Н.Г., мнение прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против доводов жалобы, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор г.
Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах Фалатюка А.Л.,
обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области,
Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения
«Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства»
(далее – ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России) о понуждении к своевременному оформлению
рецептов на медицинские препараты, взыскании денежных средств, затраченных на
приобретение медицинских препаратов.
В обоснование иска
указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Фалатюк
А.Л., *** года рождения, является инвалидом *** группы, страдающим ***, в связи
с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств по
рецептам врача для лечения указанного заболевания.
13.07.2017 лечащим врачом
ФГБУЗ «КБ № 172 ФМБА» Фалатюку А.Л. был выписан рецепт серии *** № *** для
получения лекарственного препарата «***», 17.07.2017 выписаны рецепты серии ***
№ ***, № *** для получения лекарственных препаратов «***», «***».
Указанные
медицинские препараты включены в перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утвержденный
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2885-р.
Однако при обращении
в аптечный пункт ОАО «УльяновскФармация» в г. Димитровграде в выдаче
указанных медицинских препаратов было отказано по причине их отсутствия в наличии.
Лекарственный
препарат «***», медицинские изделия «***», «***» на сумму 1157,30 руб. Фалатюк
А.Л. был вынужден приобрести в аптеке за счет собственных средств.
Просил обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
возместить Фалатюку А.Л. денежные средства в размере 1157,30 руб., затраченные
на приобретение медицинских препаратов «***», «***», «***».
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить и принять новое решение. Указывает, что Министерством закупался
лекарственный препарат «***» и медицинские изделия – тест - ***»
и ***» согласно государственным контрактам об оказании услуг по обеспечению
отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского
применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской
области от 27.12.2016 № ***, от 26.12.2016 № ***. Полагает, что
не обеспечение Фалатюка А.Л. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями
возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои
обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по
выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По
мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам
должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено
по решению суда. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием
для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. В связи с
этим, считает, что заявленное требование о возмещении денежных средств в
размере 3182,70 руб., затраченных на приобретение лекарственного препарата и
медицинских изделий незаконным и необоснованным.
Дело
рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и
месте рассмотрения дела.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В
соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Согласно материалам
дела, Фалатюк А.Л., *** года рождения страдает ***, является инвалидом ***
группы. 13 июля 2017 года лечащим врачом ФГБУЗ КБ N 172 ФМБА России истцу был
выписаны льготные рецепты на приобретение медицинских препаратов «***», «***»,
«***». В связи с отсутствием в аптечной сети АО "УльяновскФармация" медицинских
препаратов истец приобрел их за счет собственных средств, оплатив стоимость 1157,30
руб.
Полагая, что Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области, нарушившее права истца,
обязано возместить денежные средства, затраченные на приобретение медицинских
препаратов, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно
определил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению,
руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных
требований.
Вывод суда мотивирован, поводов не
соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Согласно п. 3
Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890
"О государственной поддержке развития медицинской промышленности и
улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения" Правительство Российской
Федерации утверждает Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с данным Перечнем
правом на бесплатное получение лекарственных средств имеют лица страдающие сахарным
диабетом на лечение данного заболевания.
В соответствии со ст. 70
Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач организует
своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).
Лечащий врач устанавливает диагноз, который
является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с
использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании
(состоянии) пациента.
Порядок назначения и выписывания лекарственных
препаратов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20
декабря 2012 года N 1175н (далее - Порядок).
Истец в установленном порядке получил рецепты,
по котором в установленный срок не смог
получить медицинские препараты.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к
верному выводу о том, что нарушенное право истца на бесплатное обеспечение
необходимым лекарственным препаратом подлежит защите и восстановлению в данном
случае путем взыскания в его пользу денежных средств, затраченных на приобретение
лекарственного препарата в сумме 1157,30 руб.
Суд первой
инстанции обоснованно возложил обязанность по возмещению расходов на
приобретение медицинских препаратов на
Министерство здравоохранении, семьи и социального благополучия Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 N 387-П (ред. от
30.01.2017) "О некоторых мерах по реализации постановления Правительства
Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке
развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и
учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения" на территории Ульяновской области" установлено, что финансирование
расходов на обеспечение лекарственными препаратами, специализированными
продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении
граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных
Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и
плановый период на данные цели. В связи с этим Министерство организует в пределах своих полномочий
мониторинг в утверждаемом им порядке и контроль в соответствии с законодательством
за назначением и обеспечением лекарственными препаратами, специализированными
продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении
граждан, имеющих право на льготу. Таким образом, обязанность по обеспечению
лекарственным препаратом в силу закона возложена на Министерство. То
обстоятельство, что Министерство заключило государственный контракт по
осуществлению данной услуги с АО «УльяновскФармация», не освобождает ответчика
от обязанности по отношению к истцу. Поскольку контракт заключен между
Министерством и АО «УльяновскФармация», в договоре определены права и
обязанности сторон и ответственность сторон по отношению к друг другу, тогда как истец не является
стороной по договору.
Доводы, приведенные
Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области
от 18 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: