У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Алексеева Е.В.
Дело № 33а-4153/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 17 октября 2017
года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Королевой А.В.,
судей Васильевой
Е.В., Зуевой Н.В.,
при секретаре
Бешановой Э.Е.
рассмотрела в открытом
судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 06 июля 2017 года, по которому постановлено:
Административный
иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.
Признать
незаконными действия администрации города Ульяновска, выразившиеся в
нарушении требований закона при
размещении и обустройстве автобусной
остановки через дорогу напротив дома № 30 по ул. Орлова в г. Ульяновске.
Возложить
на администрацию города Ульяновска
обязанность демонтировать знак
«место остановки автобуса», расположенный через дорогу напротив дома №
30 по ул. Орлова в г. Ульяновске.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора
Федечко Ф.И., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Ленинского
района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском к администрации
города Ульяновска о признании действий незаконными, возложении обязанности демонтировать знак «место остановки
автобуса». В обоснование требований указал, что в нарушение требований п.
5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы
благоустройства. Общие требования» остановочный пункт напротив дома № 30 по ул.
Орлова в г. Ульяновске не оборудован остановочной и посадочной площадкой,
заездным карманом, не имеет автопавильона, указателя с информацией о номерах
маршрутов регулярных перевозок,
наименования остановочного пункта, что создает угрозу жизни, здоровья граждан и
безопасности дорожного движения. Просил
признать действия администрации города Ульяновска, выразившиеся в нарушении
требований закона при размещении и обустройстве остановки общественного
транспорта напротив дома № 30 по ул. Орлова в г. Ульяновске
незаконными, обязать администрацию
города Ульяновска демонтировать знак
«место остановки автобуса» напротив дома № 30 по ул. Орлова в г.
Ульяновске.
К участию в деле
привечено в качестве заинтересованного лица ОГИБДД УМВД России по г. Ульяновску.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит
его отменить как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении
исковых требований. Ссылается на то, что указание в решении суда на место
нахождения дорожного знака «место остановки автобуса» через дорогу напротив
дома № 30 по ул. Орлова, не соответствует фактическим обстоятельствам,
поскольку остановка расположена напротив дома № 53 по ул. Красноармейская г.
Ульяновска. Обращает внимание на то обстоятельство, что на основании
апелляционного определения Ульяновского областного суда от 27.10.2015 знаки
остановки были демонтированы в двух направлениях от дома № 30 по ул. Орлова г.
Ульяновска. Ссылается на то, что в существующей стесненной застройке невозможно
размещение остановочной и посадочной площадок, а также павильона на тротуаре. В
отсутствие указанной остановки расстояние между остановками будет превышать
нормы, установленные сводом правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство.
Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная
редакция СНиП 2.07.01.89*». Судом в решении не указано, в чем конкретно
выражается угроза для безопасности дорожного движения в рассматриваемом случае.
В заседание суда
апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика и
заинтересованного лица, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Судебная коллегия, с
учетом мнения прокурора, определила рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает
оснований к отмене решения суда.
В соответствии с п.
4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения», п. 5 ч.
1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ст. 13
Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного
самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности
дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению
безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за
отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных
мер, направленных на устранение причин и условий совершения
дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в
том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов
городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие
решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на
автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов
городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5.3.1
«ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы
обустройства. Общие требования», утвержденному приказом Ростехрегулирования от
23.10.2007 № 270-ст, остановочные пункты общественного пассажирского транспорта
(остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров
маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением
маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте
следования.
Пунктом 5.3.3.1 ГОСТ
Р 52766-2007 предусмотрено, что остановочные пункты на участках дорог в
пределах населенных пунктов должны состоять из следующих элементов:
остановочная площадка, посадочная площадка, заездной «карман», боковая
разделительная полоса, тротуары и пешеходные дорожки, автопавильон, пешеходный
переход, скамья, урна для мусора, технические средства организации дорожного
движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение (при расстоянии до
места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Постановлением
администрации города Ульяновска от 08.10.2013 № 4375 (ред. от 30.03.2017)
утверждена муниципальная программа «Развитие дорожного хозяйства и повышение безопасности дорожного
движения в муниципальном образовании «Город Ульяновск», целью которой является
создание устойчивого и безопасного функционирования транспортной инфраструктуры
и обеспечение безопасности дорожного движения. Программа направлена на решение
следующих задач: увеличение пропускной способности и транспортной доступности
автомобильных дорог в муниципальном образовании «город Ульяновск», реализацию
мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
По делу установлено,
что через дорогу напротив дома № 30 по ул. Орлова в г. Ульяновске имеется
остановочный пункт общественного транспорта, который обозначен дорожным знаком
«место остановки автобуса».
В ходе проверки,
проведенной прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска, выявлены
нарушения законодательства при размещении и обустройстве остановки маршрутных транспортных средств по указанному
адресу.
Вопреки требованиям
приведенного выше пункта 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт не
оборудован надлежащим образом.
Допущенные нарушения
в организации дорожного движения отражены в акте проверки эксплуатационного
состояния автомобильных дорог от 17.05.2017, составленном должностными лицами
ОГИБДД УМВД России по г. Ульяновску и прокуратуры Ленинского района г.
Ульяновска.
Установив
несоблюдение административным ответчиком указанных норм права, суд первой
инстанции обоснованно возложил на администрацию города Ульяновска обязанность
демонтировать знак автобусной остановки.
Вывод суда о том,
что в связи с ненадлежащей организацией остановочного пункта, высадка и посадка
пассажиров сопряжена с созданием аварийной ситуации, как для пассажиров и
пешеходов, так и для движущихся по проезжей части транспортных средств, помехой
для которых являются маршрутные транспортные средства, останавливающиеся на
необорудованной для этих целей остановке, является правильным.
Довод администрации
города Ульяновска в апелляционной жалобе о том, что дорожные знаки «место
остановки автобуса» были демонтированы с двух сторон проезжей части в районе
дома № 30 по ул. Орлова г. Ульяновска в порядке исполнения определения судебной
коллегии Ульяновского областного суда от 27.10.2015, не опровергает
установленные судом обстоятельства.
В ходе рассмотрения
дела установлено, что через дорогу напротив дома № 30 по ул. Орлова имелась обозначенная
дорожным знаком остановка маршрутных транспортных средств, не оборудованная в
соответствии с требованиями закона.
При таких
обстоятельствах считать недоказанным наличие дорожного знака через дорогу
напротив дома № 30 по ул. Орлова у суда оснований не было.
Ссылка в жалобе на
то, что фактически местом нахождения дорожного знака следует считать адрес:
напротив дома № 53 по ул. Красноармейская, также не опровергает правильность
решения суда, поскольку оба названных адреса определяю место нахождения одного
и того же дорожного знака.
Довод администрации
города Ульяновска о том, что в отсутствие остановки через дорогу напротив дома
№ 30 по ул. Орлова расстояние между остановками будет превышать нормы,
установленные СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка
городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.89*», и
жители близрасположенных жилых домов будут вынуждены преодолевать расстояние до
следующей автобусной остановки пешком, не может служить основанием для
сохранения остановочного пункта, поскольку соблюдение требований п. 5.3.3.1
ГОСТ Р 52766-2007 при организации автобусной остановки направлено на
обеспечение безопасности всех участников дорожного движения, что является
приоритетным в рассматриваемом случае.
Принятое по делу
решение основано на надлежащей оценке представленных доказательств, верном
применении и толковании норм права.
Оснований для отмены
решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.
309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А :
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 06 июля 2017 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи