Дело № 4А - 341/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ульяновск
14 сентября 2017 г.
Заместитель
председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу
Воробьева Алексея Николаевича, защищающего интересы директора общества с
ограниченной ответственностью «Лига» Гизятулина Рафаиля Миняхметовича, на
вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 6
Димитровградского судебного района Ульяновской области от 19 октября 2016 года
и решение судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29
декабря 2016 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной
ответственностью «Лига» Гизятулина Рафаиля Миняхметовича по делу об
административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ,
у с т а н о в и л а:
постановлением
мирового судьи судебного участка № 6 Димитровградского судебного района
Ульяновской области от 19 октября 2016 года директор ООО «Лига» Гизятулин Р.М.
привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения,
предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде
административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с
этим постановлением, директор ООО «Лига» Гизятулин Р.М. через своего защитника
обжаловал его в Димитровградский городской суд.
Решением судьи
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29 декабря 2016 года
постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе,
поступившей в Ульяновский областной суд, Воробьев А.Н., защищающий интересы
директора ООО «Лига» Гизятулина Р.М., просит отменить состоявшиеся по делу
судебные постановления, считая их незаконными.
В обоснование жалобы
указывает на недоказанность установленных предыдущими судебными инстанциями
обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на нарушение норм
материального и процессуального права.
Полагает, что суд
сделал неверный вывод о том, что распоряжение Министерства здравоохранения и
социального развития Ульяновской области № 252-гс от 25 декабря 2014 года,
которым утвержден Перечень должностей государственной службы, не имеет
признаков нормативного правового акта. Считает, что поскольку указанное
распоряжение затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц –
потенциальных работодателей бывших государственных служащих указанного
министерства, то по своему содержанию такой акт является нормативным правовым
актом, а не локальным нормативным актом.
Обращает внимание на
то, что приказы Главного управления труда, занятости и социального благополучия
Ульяновской области № 73-п от 26 октября 2015 года и № 81-п от 03 ноября 2015
года приняты после возникновения затрагиваемых
отношений.
В соответствии с
Законом Ульяновской области от 29 ноября 2005 года №136-ЗО «О порядке
опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской
области» нормативные правовые акты органов исполнительной власти Ульяновской
области подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию) в
течение 10 дней со дня их подписания.
Считает, что
поскольку распоряжение Министерства № 252-гс от 25 декабря 2014 года официально
не опубликовано, на момент заключения трудовых отношений с бывшим государственным служащим не размещено на
официальном сайте указанного министерства, в связи с чем неопределенному кругу
лиц не обеспечена возможность ознакомления с содержанием указанного
нормативного правового акта, то его применение судом недопустимо.
Полагает, что
нарушение норм процессуального права заключается в том, что не указана дата
правонарушения.
Дело об административном правонарушении
истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу
постановлений по делу об административном правонарушении проверена.
В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по
жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об
административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб,
протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и
возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучив материалы дела об административном
правонарушении, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, прихожу к
следующим выводам.
В соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ
привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности
на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на
условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального
служащего, замещающего должность, включённую в перечень, установленный
нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального
служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных
Федеральным законом 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции», влечёт назначение административного штрафа на должностных лиц в
размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу требований ч.
4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или
гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного
в части 1 этой статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или
муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми
актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с
государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о
заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю)
государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в
порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечни должностей
государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и
муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Закона, утверждаются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления (п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года
№ 925).
В соответствии с ч.
5 ст. 12 названного Федерального закона неисполнение работодателем
обязанности, установленной частью 4 указанной статьи, является правонарушением
и влечёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные
требования установлены ч. 3 ст. 64.1 Трудового кодекса РФ.
Как усматривается их
материалов дела, П*** Е.В. (до замужества Д*** Е.В.), в период с 25 ноября 2011
года по 16 января 2015 года занимала должность государственного гражданского
служащего Ульяновской области - ведущего специалиста-эксперта отдела экономики
и финансов Управления Министерства
здравоохранения и социального развития Ульяновской области по городу
Димитровграду и Мелекесскому району (при
ее трудоустройстве на данную должность - Управления Министерства труда и
социального развития Ульяновской области по городу Димитровграду и Мелекесскому
району). С 20 мая 2015 года П*** Е.В. была принята на должность администратора
магазина в ООО «Лига».
Привлекая директора ООО «Лига» Гизятулина Р.М. к
административной ответственности, мировой судья пришел к выводу о наличии в его
действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29
КоАП РФ, в связи с несообщением представителю нанимателя (работодателя) по
последнему месту работы П*** Е.В. о приёме её на работу в письменной форме в
установленный законом десятидневный срок.
Вместе с тем в ходе производства по данному
делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.
19.29 КоАП РФ, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, и его защитником отрицался.
Гизятулиным Р.М. и его защитником
приводились, в частности, доводы о том, что распоряжение Министерства здравоохранения
и социального развития Ульяновской области №252-гс от 25 декабря 2014 года,
утверждающее Перечень должностей государственной гражданской службы, при
назначении на которые граждане и при замещении которых государственные
гражданские служащие территориальных органов Министерства здравоохранения и
социального развития Ульяновской области обязаны предоставлять сведения о своих
доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также
сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и при замещении которых
государственные гражданские служащие Ульяновской области обязаны предоставлять
сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не
подлежит применению, поскольку указанный нормативный акт не был официально
опубликован.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1
КоАП РФ соответствующие доводы судьями нижестоящих судебных инстанций
опровергнуты не были.
Частью 3 статьи 15 Конституции РФ
установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные
законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не
опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с указанными конституционными
положениями суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных
нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и
гражданина (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции
Российской Федерации при осуществлении правосудия»).
В соответствии с требованиями ст. 4 Закона
Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО (ред. от 07.07.2014) «О
порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов
Ульяновской области» нормативные правовые акты органов исполнительной власти
Ульяновской области подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней
со дня их подписания. В случае, если нормативными правовыми актами Российской
Федерации предусмотрены иные сроки официального опубликования нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты
Ульяновской области подлежат официальному опубликованию в сроки, установленные
этими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 5 названного Закона официальным
опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая
публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда»
или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой
информации» (www.pravo.gov.ru). Размещение (опубликование) нормативных правовых
актов Ульяновской области на «Официальном интернет-портале правовой информации»
(www.pravo.gov.ru) осуществляется в течение десяти дней со дня их подписания в
порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014
года № 198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов
Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации»
(www.pravo.gov.ru).
Кроме того, в соответствии со ст. 8 Закона
Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО (ред. от 07.07.2014) «О
порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов
Ульяновской области» иные способы опубликования нормативных правовых актов
Ульяновской области формой их официального опубликования не являются.
Распоряжение Министерства здравоохранения и
социального развития Ульяновской области №252-гс от 25 декабря 2014 года,
которым утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы, при
назначении на которые граждане и при замещении которых государственные
гражданские служащие территориальных органов Министерства здравоохранения и
социального развития Ульяновской области обязаны предоставлять сведения о своих
доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также
сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и при замещении которых
государственные гражданские служащие Ульяновской области обязаны предоставлять
сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей,
официально не опубликовано.
Кроме того, распоряжение Министерства
здравоохранения и социального развития Ульяновской области № 252-гс от 25
декабря 2014 года локальным нормативным актом не является, поскольку
затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц, в том числе
потенциальных работодателей граждан, ранее замещавших должности, поименованные
в указанном Перечне. Поэтому соответствующие выводы предыдущих судебных
инстанций следует признать неправильными.
Кроме того, в ч. 4 ст. 12 Федерального
закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
нет упоминания о необходимости руководствоваться локальными нормативными актами
при выполнении требований указанной правовой нормы.
Выводы предыдущих судебных инстанций об
имевшем место официальном опубликовании распоряжения Министерства
здравоохранения и социального развития Ульяновской области № 252-гс от 25
декабря 2014 года со ссылкой на его размещение на сайте Министерства
здравоохранения и социального развития Ульяновской области www.sobes73.ru, следует признать
несостоятельными, поскольку размещение этого нормативного акта на указанном
сайте официальным опубликованием этого нормативного акта не является и не
порождает обязанности у неопределенного круга лиц руководствоваться этим
нормативным актом в своей деятельности (ст. 5, 8 Закона Ульяновской области от
29 ноября 2005 года № 136-ЗО (ред. от 07.07.2014) «О порядке опубликования и
вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области»).
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ
лицо подлежит административной ответственности только за те административные
правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения
в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются
в пользу этого лица.
С учетом вышеизложенного следует прийти к
выводу о том, что в действиях директора ООО «Лига» Гизятулина Р.М. отсутствует
состав правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного
правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об
административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,
по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу
постановление по делу об административном правонарушении, решения по
результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене
постановления по делу об административном правонарушении, решения по
результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу
при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5
КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были
вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление
мирового судьи судебного участка № 6 Димитровградского судебного района
Ульяновской области от 19 октября 2016 года и решение судьи Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 29 декабря 2016 года, вынесенные в
отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Лига» Гизятулина
Рафаиля Миняхметовича по делу об административном правонарушении,
предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ,
подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении
подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с
отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП
РФ,
п о с т а н о в и л а:
жалобу Воробьева
Алексея Николаевича, защищающего интересы директора общества с ограниченной
ответственностью «Лига» Гизятулина Рафаиля Миняхметовича, удовлетворить.
Постановление
мирового судьи судебного участка № 6 Димитровградского судебного района
Ульяновской области от 19 октября 2016 года и решение судьи Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 29 декабря 2016 года, вынесенные в
отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Лига» Гизятулина
Рафаиля Миняхметовича по делу об административном правонарушении,
предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ,
отменить.
Производство по делу об административном
правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель
председателя Ульяновского
областного суда Л.В.
Болбина