Судебный акт
Обеспечение жильем ребенка-сироты
Документ от 05.09.2017, опубликован на сайте 21.09.2017 под номером 68404, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, обязании включить в список, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                  Дело № 33-3532/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            05 сентября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сидорова Алексея Петровича на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 05 июня 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Сидорова Алексея Петровича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании решения незаконным, об обязании включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Сидорова А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сидоров А.П. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании решения незаконным, включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.  В обоснование иска указал, что он родился ***, относится к числу детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его мать – С*** М.П. умерла ***, отец – С*** П.И. умер ***. В период с *** по *** он воспитывался в ОГКУ ***» и находился на полном государственном обеспечении. Жилья в собственности не имеет, зарегистрирован по месту жительства в квартире общей площадью 38,01 кв. м, принадлежащей на праве собственности его супруге и дочери. Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от ***2017 ему отказано во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, в связи с достижением возраста 23 лет. Считает решение необоснованным и противоречащим законодательству. Просил признать незаконным решение координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 09.03.2017 и обязать ответчика включить его в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерство образования и науки Ульяновской области, администрация муниципального образования                  «Майнский район» Ульяновской области.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Сидоров А.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Считает несостоятельным вывод суда о том, что достижение им 23-летнего возраста является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что он относился к детям-сиротам, имеющим право на обеспечение жилым помещением. При этом действующее до 1990 года законодательство не предусматривало необходимости самостоятельного обращения в компетентные органы с заявлением для получения жилого помещения. Обращает внимание, что до настоящего времени не имел и не имеет жилого помещении, предоставленного на праве собственности или на условиях социального найма.

Дело рассмотрено в отсутствие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Сидоров А.П., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его мать – С*** М.П. умерла ***, отец – С*** П.И. умер ***.

В период с *** по *** он воспитывался в ОГКУ ***» и находился на полном государственном обеспечении. Сидоров А.П. собственником объектов недвижимости в Ульяновской области, нанимателем жилых помещений по договорам социального найма не является. Зарегистрирован по месту жительства в квартире общей площадью 38,01 кв. м, расположенной по адресу: г***, принадлежащей на праве собственности его супруге и дочери. Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от ***2017 ему отказано во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, в связи с достижением возраста 23 лет.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ                   «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона                             от 29.02.2012 № 15-ФЗ) (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта                 Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 поименованного Закона.

В ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ указаны критерии статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе предоставление жилья по договорам специализированного найма. Согласно данной нормы, к такой категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Поскольку на момент обращения Сидорова А.П. с заявлением о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, он достиг возраста      49-ти лет, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Сидоровым А.П. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                 Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 05 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сидорова Алексея Петровича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: