Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами бесплатно
Документ от 25.07.2017, опубликован на сайте 01.08.2017 под номером 67504, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                Дело № 33-2898/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             25 июля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 04 мая 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Белова Сергея Геннадьевича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечивать Белова Сергея Геннадьевича медицинскими изделиями и препаратами в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, в том числе обеспечить Белова Сергея Геннадьевича не предоставленными в декабре 2016г. *** 50 штук (по рецепту серии *** №*** от 28.11.2016г), таблетками *** по 3 мг 30 штук (по рецепту серии *** №*** от 28.11.2016г), таблетками *** 60 штук (по рецепту серии *** №*** от 28.11.2016г)

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И.,  возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Белова С.Г. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными  средствами.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Ленинского района города Ульяновска проведена проверка, в ходе которой было установлено, что                  Белов С.Г., *** года рождения, состоит на диспансерном учете  в ГУЗ «Городская поликлиника ***» с  диагнозом «***» и имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

В ноябре 2016 года Белову С.Г. лечащим врачом были выписаны рецепты на бесплатное получение: медицинских изделий – *** 50 штук (серия *** №*** от 28.11.2016), лекарственных препаратов *** по 3 мг 30 штук (серия *** №*** от 28.11.2016), *** 60 штук (серии *** №*** от 28.11.2016).

Однако до настоящего времени Белов С.Г. указанными изделиями медицинского назначения и лекарственными препаратами не обеспечен.

Просил обязать ответчика обеспечить Белова С.Г. медицинскими изделиями – *** 50 штук; лекарственными препаратами: *** по 3 мг 30 штук, *** 60 штук.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований.

Министерством заключены соответствующие государственные контракты №*** от ***12.2016, №*** от ***04.2016, №*** от 28.04.2016 на приобретение  лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для обеспечение граждан, имеющих право на их бесплатное получение. Соответственно вывод суда о бездействии ответчика является необоснованным.

Указывает, что согласно сведениям Региональной информационной системы, Белов С.Г обеспечивается лекарственными препаратами «***», «***», а также ***» в необходимом количестве.

Полагает, что не обеспечение Белов С.Г. медицинскими изделиями и  лекарственными препаратами возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта.

Также обращает внимание, что у выписанных льготных рецептов от 28.11.2016, 27.02.2017 истек срок годности, в связи с чем, возможность обеспечения Белова С.Г. медицинскими изделиями и лекарствами по данным рецептам отсутствует.

Обращает внимание, что в настоящий момент Белов С.Г. обеспечивается медицинскими изделиями и лекарственными препаратами, в связи с чем, в настоящее время нет оснований для обеспечения Белов С.Г. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в двойной дозировке, так как лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Кроме того, считает, что медицинские показания могут изменяться и Белов С.Г., возможно, будет  обеспечиваться другими лекарственными препаратами

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.      

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года                 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается меди­цинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» «***» включен в перечень социально значимых заболеваний.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.

Перечнем изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 1 от 09.01.2007, предусмотрено предоставление *** для определения содержания глюкозы в крови льготной категории граждан, в том числе лицам, имеющим заболевание ***.

Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Белов С.Г., *** года рождения, состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Городская поликлиника *** с диагнозом «***».

В ноябре 2016 года Белову С.Г. лечащим врачом были выписаны рецепты на бесплатное получение: медицинских изделий – *** 50 штук (серия *** №*** от 28.11.2016), лекарственных препаратов *** по 3 мг 30 штук (серия *** №*** от 28.11.2016), *** 60 штук (серии *** №*** от 28.11.2016).

Однако до настоящего времени Белов С.Г. указанными изделиями медицинского назначения и лекарственными препаратами не обеспечен.

В силу п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и  благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, установлено, что Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации (п.1.1). На Министерство возложена обязанность по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (п.2.2.1).

Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области по обеспечению медицинскими изделиями и лекарственными препаратами Белова С.Г., суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатными необходимыми медицинскими изделиями и лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Белова С.Г. бесплатно на период лечения средствами диагностики (***) и лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Доказательств того, что истец в  2016 году не был в полном объеме обеспечен необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по вине АО «УльяновскФармация» суду представлено не было. Равно как и не было представлено доказательств того, что заключенные   Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области контракты по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области обеспечивали потребность льготной категории граждан в лекарственных препаратах «***» и «***», а также *** в полном объеме.  

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в настоящее время Белов С.Г. обеспечен *** и лекарственными препаратами в полном объеме, а срок годности рецептов от 28.11.2016 истек, а потому истец не может быть обеспечен указанными медицинскими изделиями и препаратами за прошлое время не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов и изделий медицинского назначения, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Иные доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 04 мая 2017 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи: