Судебный акт
Предоставление жилья вынужденным переселенцам
Документ от 19.06.2017, опубликован на сайте 05.07.2017 под номером 66892, 2-я гражданская, о предоставлении государственного жилищного сертификата и признании права на получение социальной выплаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Токунов Д.В.                                                    Дело № 33-2339/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         19 июня 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области                           от 30 марта 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Лясковской Л*** П***, Фёдоровой Н*** В***, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Ф*** З*** А***, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 18.01.2017 в предоставлении Лясковской Л*** П***, Фёдоровой Н*** В***е, Ф*** З*** А*** в предоставлении государственного жилищного сертификата.

Признать за Лясковской Л*** П***, Фёдоровой Н*** В***, Ф*** З*** А*** право на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области выдать Лясковской Л*** П***, Фёдоровой Н*** В***, Ф*** З*** А*** в рамках реализации полпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» государственный жилищный сертификат.

Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Инзенскому району от гражданско-правовой ответственности  освободить.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Лясковской Л.П., ее представителя – Новикова А.В., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Лясковская Л.П., Фёдорова Н.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Ф*** З.А., обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в Инзенском районе о признании незаконным отказа в предоставлении государственного жилищного сертификата, признании права на получение социальной выплаты на предоставление жилья  и выдаче жилищного сертификата. В обоснование иска указали, что с 2000 года по настоящее время проживают в Инзенском районе Ульяновской области, куда переехали из *** после распада СССР, имеют статус вынужденных переселенцев. Первоначально проживали в *** в доме матери       Лясковской Л.П. – К*** Т.П., в настоящее время проживают в *** в жилом помещении по договору найма. ***.2001 их семья, состоящая из трёх человек, по заявлению супруга Лясковской Л.П. – П*** В.В. была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В *** 2015 года     П*** В.В. скончался, а у Фёдоровой Н.В., являющейся дочерью Лясковской Л.П., *** родилась дочь Ф*** З.А. Решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 14.10.2016 установлен факт отнесения семьи истцов к категории вынужденных переселенцев с постановкой на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ***.2001. Ранее решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19.02.2016 Ф*** З.А. признана членом семьи вынужденного переселенца применительно к условиям подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы». С момента вступления в законную силу судебных решений у них возникло право на получение государственного жилищного сертификата. Между тем, 18.01.2017 Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области отказало в предоставлении им жилищного сертификата, указав в качестве основания на то обстоятельство, что семья проживает в доме матери  и бабушки заявителей, который находится в собственности К*** Т.П. Просили признать незаконным отказ Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в выдаче им жилищного сертификата от 18.01.2017; признать за Лясковской Л.П., Фёдоровой Н.В., Ф*** З.А. право на получение социальной выплаты на приобретение жилья путём предоставления государственного жилищного сертификата; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области предоставить Лясковской Л.П., Фёдоровой Н.В., Ф*** З.А. в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы» государственный жилищный сертификат.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что истцы вселились в жилое помещение, принадлежащее на праве собственности К*** Т.П., в качестве членов семьи собственника, следовательно, не могут быть признаны нуждающимися в жилом помещении применительно к законодательству об обеспечении жильем вынужденных переселенцев. Тот факт, что истцы не ведут совместное хозяйство с К*** Т.П., не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. То обстоятельство, что  Лясковской Л.П. и  Федоровой Н.В. в 2016 году продлен статус вынужденных переселенцев, не может являться основанием для удовлетворения иска, поскольку данное продление произведено без учета требований, установленных Законом «О вынужденных переселенцах».

В возражениях на жалобу Лясковская Л.П., Федорова Н.В. просят оставить решение суда без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в Инзенском районе, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Лясковская Л.П., *** года рождения, уроженка ***, прибыла в Российскую Федерацию из *** с семьёй: мужем П*** В.В., *** года рождения, дочерью Фёдоровой (ранее ***) Н.В., *** года рождения, 09.07.2001 все они получили статус вынужденных переселенцев.

В 2001 году П*** В.В. с семьей встал на учет нуждающихся в обеспечении жильем как вынужденные переселенцы. В 2015 году П*** В.В. умер, *** у Федоровой Н.В. родилась дочь – Ф*** З.А.

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19.02.2016, вступившим в законную силу, Ф*** З.А., *** года рождения, признана членом семьи вынужденного переселенца Лясковской Л.П. применительно к условиям подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.

Решением Инзенского районного суда от 14.10.2016, так же вступившим в законную силу, администрация МО «Инзенский район» обязана признать нуждающимися в получении жилищного сертификата Лясковскую Л.П. с членами семьи (дочь - Фёдорова Н.В., внучка - Ф*** З.А.) с 22.10.2001 и  направить в Министерство труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области список лиц признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами с 22.10.2001.

18.01.2017 в ответ на обращение Лясковской Л.П. ответчиком отказано о выдаче государственного жилищного сертификата со ссылкой на то обстоятельство, что она и члены ее семьи с 2000 года зарегистрированы в жилом доме, принадлежащем матери заявительницы – К*** Т.П., то есть она (Лясковская Л.П.) является членом семьи собственника жилого помещения. Данное обстоятельство, по мнению ответчика, в силу положений п.7(2) постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, является основанием для отказа в выдаче сертификата.

Полагая отказ незаконным, Лясковская Л.П. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворения требований Лясковской Л.П., не установлено.

В соответствии с п.2 ст.5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-I «О вынужденных переселенцах» (далее – Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-I) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-I, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Согласно подп. «ж» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством  «федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила) право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии с пунктом 7(2) Правил не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания считаются граждане - участники подпрограммы при наличии одновременно оснований, установленных подпунктами 1-7 пункта 5 статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1.

Пунктом 5 (введенным в действие Федеральным законом от 30.12.2015 № 467-ФЗ с 10 января 2016 года) статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1  предусмотрено, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии определенных оснований, в том числе, в случае, если  вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;

В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Судом первой инстанции установлено, что Лясковская Л.П. и  Фёдорова Н.В. имеют статус вынужденных переселенцев, с 2001 года состоят в местной администрации на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, срок действия статуса вынужденного переселенца миграционной службой установлен до 09.07.2017, собственник жилого помещения К*** Т.П. статусом вынужденного переселенца не обладает, на получение жилищного сертификата не претендует.  Представленные истицей доказательства, а именно: справка из администрации МО «***», пояснение представителя указанной администрации, договор найма жилого помещения с К*** Т.П., справки МО «*** Инзенского района», свидетельствуют о том, что Лясковская Л.П. и Федорова Н.В. с момента прибытия на территорию Российской Федерации членом семьи собственника жилого помещения К*** Т.П. не являлись, проживали в доме К*** Т.П. по договору найма жилья, вели отдельное хозяйство, в связи с конфликтными отношениями с 12.08.2015 по настоящее время проживают на съемной квартире без регистрации по адресу: ***, жилья в собственности либо по договору социального найма не имеют.

С учетом указанных обстоятельств, принимая во внимание вступившие в законную силу решения судов, которыми установлена дата включения истцов в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, и состав семьи Лясковской Л.П. применительно к условиям целевой программы «Жилище» на 2015-2020 году, суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования.

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку сводятся к просьбе о переоценке доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области                                      от 30 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: