УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Токунов Д.В. Дело № 33-2339/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
19 июня 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В., Фоминой В.А.,
при секретаре
Воронковой И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на
решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 30 марта 2017
года, по которому постановлено:
Исковые требования
Лясковской Л*** П***, Фёдоровой Н*** В***, действующей в своих интересах и
интересах несовершеннолетней Ф*** З*** А***, удовлетворить.
Признать незаконным
отказ Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области от 18.01.2017 в предоставлении Лясковской Л*** П***, Фёдоровой Н*** В***е,
Ф*** З*** А*** в предоставлении государственного жилищного сертификата.
Признать за
Лясковской Л*** П***, Фёдоровой Н*** В***, Ф*** З*** А*** право на получение
социальной выплаты на приобретение жилья.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области выдать
Лясковской Л*** П***, Фёдоровой Н*** В***, Ф*** З*** А*** в рамках реализации
полпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем
категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной
целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» государственный жилищный
сертификат.
Департамент
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области по Инзенскому району от гражданско-правовой ответственности освободить.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., пояснения Лясковской Л.П., ее представителя – Новикова
А.В., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Лясковская Л.П.,
Фёдорова Н.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Ф***
З.А., обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области, Департаменту Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в
Инзенском районе о признании незаконным отказа в предоставлении
государственного жилищного сертификата, признании права на получение социальной
выплаты на предоставление жилья и выдаче
жилищного сертификата. В обоснование иска указали, что с 2000 года по настоящее
время проживают в Инзенском районе Ульяновской области, куда переехали из *** после
распада СССР, имеют статус вынужденных переселенцев. Первоначально проживали в ***
в доме матери Лясковской Л.П. – К***
Т.П., в настоящее время проживают в *** в жилом помещении по договору найма. ***.2001
их семья, состоящая из трёх человек, по заявлению супруга Лясковской Л.П. – П***
В.В. была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных
условий. В *** 2015 года П*** В.В.
скончался, а у Фёдоровой Н.В., являющейся дочерью Лясковской Л.П., *** родилась
дочь Ф*** З.А. Решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 14.10.2016
установлен факт отнесения семьи истцов к категории вынужденных переселенцев с
постановкой на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ***.2001.
Ранее решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19.02.2016 Ф*** З.А.
признана членом семьи вынужденного переселенца применительно к условиям
подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём
категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной
целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы». С момента вступления в законную
силу судебных решений у них возникло право на получение государственного
жилищного сертификата. Между тем, 18.01.2017 Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области отказало в предоставлении
им жилищного сертификата, указав в качестве основания на то обстоятельство, что
семья проживает в доме матери и бабушки
заявителей, который находится в собственности К*** Т.П. Просили признать
незаконным отказ Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области в выдаче им жилищного сертификата от 18.01.2017; признать
за Лясковской Л.П., Фёдоровой Н.В., Ф*** З.А. право на получение социальной
выплаты на приобретение жилья путём предоставления государственного жилищного
сертификата; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области предоставить Лясковской Л.П., Фёдоровой Н.В.,
Ф*** З.А. в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным
законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы» государственный жилищный
сертификат.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.
Указывает, что истцы вселились в жилое помещение, принадлежащее на праве
собственности К*** Т.П., в качестве членов семьи собственника, следовательно,
не могут быть признаны нуждающимися в жилом помещении применительно к
законодательству об обеспечении жильем вынужденных переселенцев. Тот факт, что
истцы не ведут совместное хозяйство с К*** Т.П., не нашло своего подтверждения
в ходе судебного разбирательства. То обстоятельство, что Лясковской Л.П. и Федоровой Н.В. в 2016 году продлен статус
вынужденных переселенцев, не может являться основанием для удовлетворения иска,
поскольку данное продление произведено без учета требований, установленных
Законом «О вынужденных переселенцах».
В возражениях на
жалобу Лясковская Л.П., Федорова Н.В. просят оставить решение суда без
изменения.
Дело рассмотрено в
отсутствие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области, Департамента Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области в Инзенском районе, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Лясковская
Л.П., *** года рождения, уроженка ***, прибыла в Российскую Федерацию из *** с
семьёй: мужем П*** В.В., *** года рождения, дочерью Фёдоровой (ранее ***) Н.В.,
*** года рождения, 09.07.2001 все они получили статус вынужденных переселенцев.
В 2001 году П*** В.В. с семьей встал на учет
нуждающихся в обеспечении жильем как вынужденные переселенцы. В 2015 году П***
В.В. умер, *** у Федоровой Н.В. родилась дочь – Ф*** З.А.
Решением Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 19.02.2016, вступившим в законную силу, Ф*** З.А., *** года
рождения, признана членом семьи вынужденного переселенца Лясковской Л.П.
применительно к условиям подпрограммы «Выполнение государственных обязательств
по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным
законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
Решением Инзенского районного суда от
14.10.2016, так же вступившим в законную силу, администрация МО «Инзенский
район» обязана признать нуждающимися в получении жилищного сертификата
Лясковскую Л.П. с членами семьи (дочь - Фёдорова Н.В., внучка - Ф*** З.А.) с
22.10.2001 и направить в Министерство
труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области список лиц
признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами с 22.10.2001.
18.01.2017 в ответ
на обращение Лясковской Л.П. ответчиком отказано о выдаче государственного
жилищного сертификата со ссылкой на то обстоятельство, что она и члены ее семьи
с 2000 года зарегистрированы в жилом доме, принадлежащем матери заявительницы –
К*** Т.П., то есть она (Лясковская Л.П.) является членом семьи собственника
жилого помещения. Данное обстоятельство, по мнению ответчика, в силу положений
п.7(2) постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153,
является основанием для отказа в выдаче сертификата.
Полагая отказ незаконным, Лясковская Л.П.
обратилась в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об
удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и пришел к выводу, что оснований, предусмотренных
законом для отказа в удовлетворения требований Лясковской Л.П., не установлено.
В соответствии с п.2 ст.5 Закона РФ «О
вынужденных переселенцах» решение о признании лица вынужденным переселенцем
является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим
Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от
19.02.1993 № 4530-I «О вынужденных переселенцах» (далее – Закон РФ от
19.02.1993 № 4530-I) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять
лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий
принимают меры, предусмотренные ст. 7 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-I, по
обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом
месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств,
препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте
жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление
функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по
заявлению вынужденного переселенца.
Согласно подп. «ж» п. 5 Правил выпуска и реализации
государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы
«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий
граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на
2015 - 2020 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила) право на участие в подпрограмме
имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и
включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные
списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на
учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии с
пунктом 7(2) Правил не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного
проживания считаются граждане - участники подпрограммы при наличии одновременно
оснований, установленных подпунктами 1-7 пункта 5 статьи 5 Закона РФ от
19.02.1993 № 4530-1.
Пунктом 5 (введенным в действие Федеральным
законом от 30.12.2015 № 467-ФЗ с 10 января
2016 года) статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 предусмотрено, что срок действия статуса
вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по
контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению
вынужденного переселенца при наличии определенных оснований, в том числе, в
случае, если вынужденный переселенец и
(или) члены семьи вынужденного переселенца не являются нанимателями жилого помещения
по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на
территории Российской Федерации;
В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса
Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся
проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом
помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Судом первой инстанции установлено, что Лясковская
Л.П. и Фёдорова Н.В. имеют статус
вынужденных переселенцев, с 2001 года состоят в местной администрации на учете
нуждающихся в улучшении жилищных условий, срок действия статуса вынужденного
переселенца миграционной службой установлен до 09.07.2017, собственник жилого
помещения К*** Т.П. статусом вынужденного переселенца не обладает, на получение
жилищного сертификата не претендует.
Представленные истицей доказательства, а именно: справка из администрации
МО «***», пояснение представителя указанной администрации, договор найма жилого
помещения с К*** Т.П., справки МО «*** Инзенского района», свидетельствуют о
том, что Лясковская Л.П. и Федорова Н.В. с момента прибытия на территорию
Российской Федерации членом семьи собственника жилого помещения К*** Т.П. не
являлись, проживали в доме К*** Т.П. по договору найма жилья, вели отдельное
хозяйство, в связи с конфликтными отношениями с 12.08.2015 по настоящее время
проживают на съемной квартире без регистрации по адресу: ***, жилья в
собственности либо по договору социального найма не имеют.
С учетом указанных обстоятельств, принимая во
внимание вступившие в законную силу решения судов, которыми установлена дата
включения истцов в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах
местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых
помещений, и состав семьи Лясковской Л.П. применительно к условиям целевой
программы «Жилище» на 2015-2020 году, суд первой инстанции удовлетворил
заявленные исковые требования.
Доводы, приведенные
Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда, поскольку сводятся к просьбе о переоценке доказательств,
оснований для которой судебная коллегия не находит.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Инзенского районного суда Ульяновской
области
от 30 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: