Судебный акт
О компенсации расходов на лекарства
Документ от 30.05.2017, опубликован на сайте 13.06.2017 под номером 66615, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Чапайкина Е.П.                                                              Дело № 33-2119/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          30 мая 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 марта 2017 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах несовершеннолетней А*** Д*** Р*** удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Абдуллина Р*** Ж***, действующего в интересах несовершеннолетней дочери А*** Д*** Р***, в возмещение расходов на приобретение лекарственного препарата 16 532 руб.

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах несовершеннолетней А*** Д*** Р*** к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к своевременному оформлению рецептов на медицинский препарат отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г. Димитровграда обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней Абдуллиной Д.Р. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к своевременному оформлению рецептов на медицинский препарат, взыскании денежных средств.

В обоснование иска указано, что А*** Д*** Р***, *** года рождения, является ребенком-инвалидом. Ребенку по жизненным показаниям назначен лекарственный препарат ***, который замене не подлежит. Кроме того, рекомендовано лечение следующими препаратами: ***, на что лечащим врачом выписаны рецепты. При обращении отца ребенка в аптечный пункт ОАО «УльяновскФармация» в выдаче указанных лекарственных препаратов было отказано по причине отсутствия в наличии в аптечных учреждениях ОАО «УльяновскФармация». В связи с этим лекарственные препараты были приобретены Абдуллиным Р.Ж. за собственные денежные средства, на что затрачено 36 687,10 руб.

Просил обязать ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России обеспечить своевременное оформление рецептов А*** Д.Р. на медицинские препараты в соответствии с медицинскими показаниями, взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Абдуллина Р.Ж. денежные средства в сумме 16 532 руб., затраченные на приобретение лекарственного препарата *** в соответствии с рецептом от 12.09.2016.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение.

Указывает, что Министерство не бездействовало по обеспечению А*** Д.Р. лекарственным препаратом, так как Министерством заключен государственный контракт № 0168200002416007724-0029238-02 от 27.12.2016 на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан.

Указывает, что согласно сведениям Региональной информационной системы А*** Д.Р. обеспечена лекарственными препаратами *** по рецептам от 03.02.2017 и 28.02.2017.

Указывает, что назначение и выписка лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2015 №1175н осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Обеспечение лекарственными средствами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Обращает внимание, что закупленные истцом лекарственные препараты лишь частично совпадают с препаратами, рекомендуемыми ФГБУ «Российская детская клиническая больница». При этом А*** Д.Р. не выписывались лекарственные препараты «***»

В возражении на апелляционную жалобу прокурор г. Димитровграда просит решение суда оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ст. 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов.

Статьей 6.1 названного Федерального закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе дети-инвалиды.

Согласно ст. 6.2 Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 6.3 Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

Из материалов дела следует, что А*** Д*** Р***, *** года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до ***, что подтверждается справкой серии *** № ***.

Согласно выписному эпикризу ФГБУ «Российская детская клиническая больница» Минздрава России от ***2016 А*** Д.Р. находится на *** учете с диагнозом: ***. Рекомендован прием препарата *** длительно. Препарат назначен по жизненным показаниям, замене не подлежит.

Из информации, представленной ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России от 15.12.2016, в сентябре 2016 года А*** Д.Р. выписан рецепт на бесплатное получение лекарственного препарата ***. Факт выписки А*** Д.Р. рецепта на бесплатное получение лекарственного препарата «Даназол» также подтверждается медицинской картой амбулаторного больного А*** Д.Р., копией рецепта *** от 12.09.2016 на получение лекарственного препарата *** в количестве 1 упаковки.

В силу пункта 2.13 приказа Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2005 года № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств» рецепты на лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), и не вошедшие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию). Рецепты на лекарственные средства, назначаемые по решению врачебной комиссии, утвержденной главным врачом лечебно-профилактического учреждения, обслуживаются в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).

Доказательств бесплатного обслуживания рецепта серии 73-16 № 1-Р 009321 на получение лекарственного препарата *** в количестве 1 упаковки ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не выполнены обязательства по обеспечению лекарственным препаратом лица, имеющего право на его получение бесплатно, суд первой инстанции, правомерно взыскал в пользу законного представителя Абдуллиной Д.Р. компенсацию за приобретенный лекарственный препарат *** на сумму 16 532 руб., расходы на приобретение препарата подтверждены товарным и кассовым чеком от 19.10.2016.

Доводы жалобы ответчика о том, что Министерством заключен государственный контракт № 0168200002416007724-0029238-02 от 27.12.2016 на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, и Абдуллина Д.Р. обеспечена лекарственным препаратом *** по рецепту от 03.02.2017, не могут быть приняты во внимание, поскольку оказание Абдуллиной Д.Р.медицинской помощи в виде амбулаторного лечения не должно ограничивать ее право на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе, на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Более того, не предоставление А*** Д.Р. лекарственных препаратов, в рекомендованных лечащим врачом дозировках, влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией РФ недопустимо.

Ссылка в жалобе на рекомендательный характер медицинского заключения ФГБУ «Российская детская клиническая больница» несостоятельна, поскольку Абдуллиной Д.Р. назначен лекарственный препарат ***, на данный препарат лечащим врачом ребенка выписан рецепт. Кроме того, в выписном эпикризе ФГБУ «Российская детская клиническая больница» Минздрава России от 19.07.2016 указано, что исходя из тяжести заболевания ребенка препарат *** назначен по жизненным показаниям и замене не подлежит.

Иные доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: