УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Чапайкина Е.П. Дело № 33-2119/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
30 мая 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А.,
Казаковой М.В.
с участием прокурора
Сальникова А.А.
при секретаре
Штукатурове С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 марта 2017
года, по которому постановлено:
Исковые требования
прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах несовершеннолетней А***
Д*** Р*** удовлетворить частично.
Взыскать с
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области в пользу Абдуллина Р*** Ж***, действующего в интересах
несовершеннолетней дочери А*** Д*** Р***, в возмещение расходов на приобретение
лекарственного препарата 16 532 руб.
В удовлетворении
исковых требований прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах
несовершеннолетней А*** Д*** Р*** к Федеральному государственному бюджетному
учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального
медико-биологического агентства» о понуждении к своевременному оформлению
рецептов на медицинский препарат отказать.
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение
законным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор г.
Димитровграда обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней Абдуллиной
Д.Р. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению
здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического
агентства» о понуждении к своевременному оформлению рецептов на медицинский
препарат, взыскании денежных средств.
В обоснование иска
указано, что А*** Д*** Р***, *** года рождения, является ребенком-инвалидом. Ребенку
по жизненным показаниям назначен лекарственный препарат ***, который замене не
подлежит. Кроме того, рекомендовано лечение следующими препаратами: ***, на что
лечащим врачом выписаны рецепты. При обращении отца ребенка в аптечный пункт
ОАО «УльяновскФармация» в выдаче указанных лекарственных препаратов было
отказано по причине отсутствия в наличии в аптечных учреждениях ОАО «УльяновскФармация».
В связи с этим лекарственные препараты были приобретены Абдуллиным Р.Ж. за
собственные денежные средства, на что затрачено 36 687,10 руб.
Просил обязать ФГБУЗ
КБ № 172 ФМБА России обеспечить своевременное оформление рецептов А*** Д.Р. на
медицинские препараты в соответствии с медицинскими показаниями, взыскать с
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области в пользу Абдуллина Р.Ж. денежные средства в сумме 16 532 руб.,
затраченные на приобретение лекарственного препарата *** в соответствии с
рецептом от 12.09.2016.
Рассмотрев данный
спор, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять
новое решение.
Указывает, что
Министерство не бездействовало по обеспечению А*** Д.Р. лекарственным
препаратом, так как Министерством заключен государственный контракт №
0168200002416007724-0029238-02 от 27.12.2016 на закупку лекарственных
препаратов для отдельных категорий граждан.
Указывает, что
согласно сведениям Региональной информационной системы А*** Д.Р. обеспечена
лекарственными препаратами *** по рецептам от 03.02.2017 и 28.02.2017.
Указывает, что
назначение и выписка лекарственных препаратов в соответствии с приказом
Минздрава России от 20.12.2015 №1175н осуществляется лечащим врачом исходя из
тяжести и характера заболевания. Обеспечение лекарственными средствами должно
производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по
судебному решению.
Обращает внимание,
что закупленные истцом лекарственные препараты лишь частично совпадают с
препаратами, рекомендуемыми ФГБУ «Российская детская клиническая больница». При
этом А*** Д.Р. не выписывались лекарственные препараты «***»
В возражении на
апелляционную жалобу прокурор г. Димитровграда просит решение суда оставить без
изменений, а жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежащим
образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание
судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия
находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная
коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
В силу ст. 4.1
Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 №178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области
оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг,
переданным для осуществления органам государственной власти субъектов
Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан,
включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной
социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги,
предусмотренной пунктом 1
части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными
препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными
продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам
размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов,
изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного
питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов.
Статьей 6.1
названного Федерального закона право на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе дети-инвалиды.
Согласно ст. 6.2
Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий,
указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг
включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи
необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам
на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские
изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для
детей-инвалидов.
Перечень
лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов,
назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений,
перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов
лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в
соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и перечень
санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в
соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются
Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.
5 ст. 6.3 Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг
в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и
нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального
развития.
Пунктом 2.3
Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан,
утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 29.12.2004 № 328, при обращении гражданина в
соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по
результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные
препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты
лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных
препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по
решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем
изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов
лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в
установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Из материалов дела
следует, что А*** Д*** Р***, *** года рождения, является ребенком-инвалидом,
инвалидность установлена на срок до ***, что подтверждается справкой серии *** №
***.
Согласно выписному
эпикризу ФГБУ «Российская детская клиническая больница» Минздрава России от ***2016
А*** Д.Р. находится на *** учете с диагнозом: ***. Рекомендован прием препарата
*** длительно. Препарат назначен по жизненным показаниям, замене не подлежит.
Из информации,
представленной ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России от 15.12.2016, в сентябре 2016 года А***
Д.Р. выписан рецепт на бесплатное получение лекарственного препарата ***. Факт
выписки А*** Д.Р. рецепта на бесплатное получение лекарственного препарата
«Даназол» также подтверждается медицинской картой амбулаторного больного А***
Д.Р., копией рецепта *** от 12.09.2016 на получение лекарственного препарата ***
в количестве 1 упаковки.
В силу пункта 2.13
приказа Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2005 года № 785 «О порядке отпуска
лекарственных средств» рецепты на лекарственные средства, включенные в Перечень
лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), и не вошедшие
в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не
превышающий десяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное
учреждение (организацию). Рецепты на лекарственные средства, назначаемые по
решению врачебной комиссии, утвержденной главным врачом
лечебно-профилактического учреждения, обслуживаются в срок, не превышающий
пятнадцати рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение
(организацию).
Доказательств
бесплатного обслуживания рецепта серии 73-16 № 1-Р 009321 на получение
лекарственного препарата *** в количестве 1 упаковки ответчиком суду не
представлено.
При таких
обстоятельствах, учитывая, что Министерством здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области не выполнены обязательства по
обеспечению лекарственным препаратом лица, имеющего право на его получение
бесплатно, суд первой инстанции, правомерно взыскал в пользу законного
представителя Абдуллиной Д.Р. компенсацию за приобретенный лекарственный
препарат *** на сумму 16 532 руб., расходы на приобретение препарата подтверждены
товарным и кассовым чеком от 19.10.2016.
Доводы жалобы
ответчика о том, что Министерством заключен государственный контракт №
0168200002416007724-0029238-02 от 27.12.2016 на закупку лекарственных
препаратов для отдельных категорий граждан, и Абдуллина Д.Р. обеспечена
лекарственным препаратом *** по рецепту от 03.02.2017, не могут быть приняты во
внимание, поскольку оказание Абдуллиной Д.Р.медицинской помощи в виде
амбулаторного лечения не должно ограничивать ее право на получение социальных
гарантий, установленных Конституцией
РФ, в том числе, на получение лекарственных препаратов, необходимых для
поддержания жизнедеятельности.
Более того, не
предоставление А*** Д.Р. лекарственных препаратов, в рекомендованных лечащим
врачом дозировках, влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение
медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией
РФ недопустимо.
Ссылка в жалобе на
рекомендательный характер медицинского заключения ФГБУ «Российская детская
клиническая больница» несостоятельна, поскольку Абдуллиной Д.Р. назначен
лекарственный препарат ***, на данный препарат лечащим врачом ребенка выписан
рецепт. Кроме того, в выписном эпикризе ФГБУ «Российская детская клиническая
больница» Минздрава России от 19.07.2016 указано, что исходя из тяжести
заболевания ребенка препарат *** назначен по жизненным показаниям и замене не
подлежит.
Иные доводы,
приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут
повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 марта 2017 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: