Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 16.05.2017, опубликован на сайте 02.06.2017 под номером 66351, 2-я гражданская, о возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Родина Н.Ю.                                                                       Дело № 33-1866/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      16 мая 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Базарносызганском районе Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 22 февраля 2017 года, по которому постановлено:

Уточненные исковые требования Лушина А*** В*** удовлетворить.

Обязать отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Базарносызганском районе Ульяновской области назначить Лушину А*** В*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 3 ноября 2016 года.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Лушин А.В. обратился в суд с уточненными исковыми требованиями к отделу Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Базарносызганском районе Ульяновской области (далее ОПФ РФ (ГУ) в Базарносызганском районе Ульяновской области) о возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда.

В обоснование исковых требований указал, что *** истцу исполнилось 55 лет, в связи с чем 03.11.2016 он обратился в отдел Пенсионного фонда РФ в Базарносызганском районе о назначении трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет, так как он отработал более 12 лет 6 месяцев на работе с тяжелыми условиями труда. Однако, решением Управления Пенсионного фонда РФ в Базарносызганском районе за № 67 от 01.12.2016 ему было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия документального подтверждения специального стажа. Ответчик не включил ему в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, ни один период его работы в должности электрогазосварщика, а именно в *** с 01.07.1981 по 12.11.1981 (4 месяца 12 дней), период службы в армии с 14.11.1981 по 15.12.1983 (2 года 1 месяц 2 дня), период работы с 20.02.1984 по 13.06.1995 в качестве электросварщика в *** (11 лет 3 месяца 24 дня), а также период работы в *** с 08.08.2005 по 14.03.2013. С указанным решением он не согласен, считает, что им выработан специальный стаж на работе с тяжелыми условиями труда.

Просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж указанные спорные периоды его работы и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет в связи с тяжелыми условиями труда с 03.11.2016.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОПФ РФ (ГУ) в Базарносызганском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований.

Указывает, что судом необоснованно включен в специальный стаж истца период работы с 01.07.1981 по 12.11.1981 (4 месяца 12 дней) и с 20.02.1984 по 13.06.1995 (11 лет 3 месяцев 24 дня) в *** в должности электросварщика, так как за данный период истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие фактическое выполнение работ электросварщиком ручной сварки.

Считает, что период прохождения истцом службы в армии с 14.11.1981 по 15.12.1983 (2 года 1 месяц 2 дня) также не подлежит включению в специальный стаж истца, так как военный билет МН № 4278678 не содержит сведений, что в период прохождения службы истец выполнял работы, предусмотренные Списком № 2. Сведения указанные в п.6 раздела 1 военного билета «Электросварщик» содержат указания на гражданскую специальность, приобретенную истцом в результате полученного образования или практической работы. Документы, подтверждающие, что в период службы истец выполнял работы, предусмотренные списком №2, не предоставлены.

Указывает, что судом, при включении в специальный стаж истцы периодов работы с 01.01.2009 по 31.12.2010 и с 01.01.2012 по 14.03.2013 в ***, за основу были положены показания свидетелей, однако при этом *** не подтверждает стаж работы истца в должности газоэлектросварщика с полной занятостью в течение рабочего дня (справка № 100 от 21.11.2016г).

В возражении на апелляционную жалобу Лушин А.В. просит решение оставить без изменений, а жалобу ответчика - без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ОПФ РФ (ГУ) в Базарносызганском районе Ульяновской области от 01.12.2016 Лушину А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия стажа на соответствующих видах работ. Согласно протоколу № 67 от 01.12.2016 общий стаж работы истца составил 30 лет 11 месяцев 18 дней.

В специальный стаж Лушину А.В. не были засчитаны период работы с 01.07.1981 по 12.11.1981 электрогазосварщиком в ***, период службы в армии с 14.11.1981 по 15.12.1983, периоды работы с 20.02.1984 по 13.06.1995 электросварщиком в ***, с 08.08.2005 по 14.03.2013 газоэлектросварщиком в ***, т.к. факт льготной работы документально не подтвержден.

Не согласившись с отказом включения в специальный стаж вышеуказанных периодов работы и назначения пенсии Лушин А.В. обратился в суд с указанным иском.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, предусмотрено включение в льготный стаж для назначения пенсии работы в профессиях газосварщиков и их подручных, электросварщиков и их подручных. При этом требований о подтверждении занятости рабочих указанных профессий на резке и ручной сварке, в отличие от Списка № 2 от 1991 года, названный Список не содержит.

Периоды работы истца с тяжелыми условиями труда с 01.07.1981 по 12.11.1981, с 20.02.1984 по 01.01.1992 электросварщиком в ***», подтверждены записями в его трудовой книжке, приказами о приеме на работу и увольнении, документами о прохождении обучения по профессии сварщик и присвоения квалификации электросварщика ручной сварки, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж Лушина А.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Довод апелляционной жалобы о том, что для включения спорных периодов в специальный стаж необходимым условием является документальное подтверждение занятости истца в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, является несостоятельным, основан на неверном толковании закона. Поскольку спорные периоды приходятся на 1981-1991 годы, соответственно документального подтверждения занятости истца в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке не требуется, так как Список № 2 от 22.08.1956 не содержал требования о подтверждении занятости на резке и ручной сварке. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о включении указанных периодов работы истца в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Лушиным А.В. исковые требования в части включения в специальный стаж работы периода службы в армии по призыву, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии с 14.11.1981 по 15.12.1983 согласно п.п. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, подлежит включению в специальный стаж истца для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку непосредственно до службы в Вооруженных Силах и после нее истец работал на работах с особым характером (условиями) труда, дающих право на пенсионное обеспечение по Списку № 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

В спорный период времени действовало Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», абзацем 2 п.п. «л» п. 109 которого было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсии по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в п.п. «к» данного Постановления, в том числе и период службы в составе Вооруженных Сил СССР, приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Разрешая спор в данной части, суд правильно руководствовался правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П, в соответствии с которым недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж, полностью или частично).

Исходя из того, что работа истца до и после прохождения военной службы в качестве электросварщика предусмотрена Списком № 2 от 22.08.1956 № 1173, включена судом в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, суд пришел к обоснованному выводу о том, что период прохождения истцом военной службы в Советской Армии с с 14.11.1981 по 15.12.1983 продолжительностью 02 года 01 месяц 02 дня подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении страховой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, поскольку действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, и дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Оснований сомневаться в достоверности доказательств, положенных судом в основу решения в этой части, судебная коллегия не усматривает.

При оценке пенсионных прав истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленные доказательства в их совокупности с достоверностью свидетельствуют о том, что работа истца в спорные периоды проходила с тяжелыми условиями труда, и, следовательно, вышеуказанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.

Все доводы апелляционной жалобы относительно вышеуказанных периодов не могут быть приняты во внимание по указанным выше основаниям, поскольку они направлены на иную оценку доказательств, собранных и исследованных судом в полном соответствии с процессуальным законом, основаны на неверном толковании материального закона, правильно примененного судом первой инстанции.

При таких обстоятельствах периоды работы истца с тяжелыми условиями труда с 01.07.1981 по 12.11.1981, с 20.02.1984 по 01.01.1992 электросварщиком в ***, период прохождения им службы в армии с 14.11.1981 по 15.12.1983 подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Вместе с тем неправомерно судом включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы истца газоэлектросварщиком в *** с 01.01.2009 по 31.12.2010, с 01.01.2012 по 14.03.2013.

На основании Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (раздел XXXIII «Общие профессии» позиция 23200000-19756).

Согласно п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Пунктом 5 Разъяснения от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее восьмидесяти процентов рабочего времени.

Как следует из материалов дела, документов, подтверждающих полную занятость истца в спорные периоды на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, в ходе судебного разбирательства не было представлено.

По сведениям отдела Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Базарносызганском районе Лушин А.В. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 05.05.2004, стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400 на лицевом счете Лушина А.В. отсутствует. Работа в *** в период с 2005 года по март 2013 года занесена на лицевой счет как работа на общих основаниях.

Льготно-уточняющая справка за период работы с 08.08.2005 по 14.03.2013 в *** истцом суду не представлена. Иные доказательства, свидетельствующие о работе Лушина А.В. на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности в течение полного рабочего дня в ходе судебного разбирательства также не представлены.

Пунктом 3 Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 предусмотрено, что применение нового Списка № 2 возможно только с учетом аттестации рабочих мест, по результатам которой работодатель должен был определить перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии с настоящими Списками установлено льготное пенсионное обеспечение.

Вывод суда о том, что аттестация рабочего места газоэлектросварщика *** произведена в 2015 году на основании Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», не подтверждается материалами дела. Представленная суду карта специальной оценки условий труда от 10.03.2015 составлена в отношении рабочего места слесаря по ремонту автомобилей, в данной карте указано, что по результатам оценки условий труда право на досрочное назначение трудовой пенсии по данной профессии отсутствует.

Отнесение по заключению эксперта сварочного аппарата ТДМ-401, находящегося на рабочем месте слесаря по ремонту автомобилей, к источникам вредных (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса не свидетельствует об отнесении периода работы истца к стажу работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно п. 6 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ применяются с 2013 года для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами. Размер дополнительных тарифов устанавливается в зависимости от итогов проведенной специальной оценки условий труда, созданных работодателем для своих работников, в соответствии с Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда».

Документальное подтверждение факта уплаты работодателем страховых взносов в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ, за период с 01.01.2013 по 14.03.2013 в материалах дела отсутствует, в связи с чем не имеется оснований для включения указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с тяжелыми условиями труда.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований Лушина А.В. о включении в специальный стаж по Списку № 2 периода работы газоэлектросварщиком в *** с 01.01.2009 по 31.12.2010, с 01.01.2012 по 14.03.2013, поскольку суду не было представлено доказательств, что истец в спорный период был занят на работах, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии на основании п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Поскольку с учетом включенных судом указанных выше спорных периодов в совокупности специальный стаж работы истца составляет менее 12 лет 6 месяцев, оснований для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости с 03.11.2016 не имеется.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда о назначении Лушину А.В. досрочной страховой пенсии по старости с 03.11.2016 с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований истца в этой части.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 22 февраля 2017 года отменить.

Принять новое решение.

Исковые требования Лушина А*** В*** к отделу Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Базарносызганском районе Ульяновской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении пенсии удовлетворить частично.

Обязать отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Базарносызганском районе Ульяновской области включить Лушину Александру Викторовичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы с 01.07.1981 по 12.11.1981, с 20.02.1984 по 01.01.1992 электросварщиком в ***, период прохождения службы в армии с 14.11.1981 по 15.12.1983.

В удовлетворении остальной части иска Лушину А*** В*** отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: