Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 16.05.2017, опубликован на сайте 02.06.2017 под номером 66341, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ибрагимова Е.А.                                               Дело № 33-1792/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      16 мая 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 января 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Ф*** С*** А*** лекарственным препаратом: ***, согласно выписанному рецепту за октябрь 2016 года в количестве 4 упаковок.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Ф*** С*** А*** лекарственным препаратом: *** за октябрь 2016 года в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечивать Ф*** С*** А*** лекарственными препаратами в соответствии с выписанными лечащим врачом бесплатными рецептами.

В исковых требованиях к акционерному обществу «УльяновскФармация» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетней Ф*** С.А., обратился с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, акционерному обществу «УльяновскФармация» (далее – АО «УльяновскФармация») о возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями. В обоснование указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Ф*** С.А., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» с основным диагнозом «***», 01 июня 2015 года повторно признана инвалидом на срок до 08 сентября 2026 года.  04 октября 2016 года лечащим врачом ей был выписан рецепт на получение медицинских изделий - *** в количестве 4 упаковок. Однако медицинские изделия по указанному рецепту Ф*** С.А. получены не были, что является незаконным и нарушает права ребенка-инвалида. Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, акционерного общества «УльяновскФармация», выразившееся в необеспечении Ф*** С.А. медицинскими изделиями: *** упаковок по рецепту, выписанному за октябрь 2016 года; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить Ф*** С.А. названными медицинскими изделиями в количестве 4 упаковок согласно рецепту, выписанному за октябрь 2016 года; а также обеспечивать Ф*** С.А. лекарственными препаратами в соответствии с выписанными лечащим врачом бесплатными рецептами.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Не соглашается с выводами суда о допущенном Министерством бездействии в части обеспечения несовершеннолетней Фефиловой С.А. медицинскими изделиями – ***, поскольку на 2016 год Министерством были заключены соответствующие государственные контракты на  закупку названных изделий. Обслуживание рецепта от 04 октября 2016 года, у которого истек срок годности, не представляется возможным. Полагает, что необеспечение Ф*** С.А. медицинскими изделиями возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия в аптечных учреждениях медицинских изделий и их отпуск по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № 110 от 12 февраля 2007 года «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» не предусмотрена возможность выписки врачом льготных рецептов с целью восстановления недостающего пациенту количества лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с рекомендациями. Соответственно, обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41 часть 1).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В силу ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетняя Ф*** С.А., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, имеет диагноз «***».

01 июня 2015 года инвалидность Ф*** С.А. установлена повторно на срок до 08 сентября 2026 года.

04 октября 2016 года Ф*** С.А. в связи с имеющимся заболеванием был выписан рецепт на медицинские изделия – *** в количестве 4 упаковки, однако данные медицинские изделия законным представителем несовершеннолетней Ф***  С.А. получены не были по причине их отсутствия в аптечной сети.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Ф*** С.А. медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав ребенка-инвалида на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Ф*** С.А. медицинскими изделиями бесплатно на период лечения лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Согласно п. 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.

В соответствии со ст. 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней.

Соответствующий перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09 января 2007 года № 1.

В указанный Перечень включены ***.

Согласно Постановлению Правительства Российской федерации от 30 июня 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» дети-инвалиды в возрасте до 18 лет при амбулаторном лечении получают все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации бесплатно.

Довод жалобы о невозможности обеспечения медицинскими изделиями по рецепту, срок действия которого истек, не может служить поводом к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских изделий, поскольку нуждаемость в них носит для Ф*** С.А. постоянный характер.

Утверждения ответчика о том, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах и медицинских изделиях. 

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Ф*** С.А.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 января 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи