УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Ибрагимова Е.А. Дело № 33-1792/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
16 мая 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Казаковой М.В.,
при секретаре
Штукатурове С.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 января 2017 года, по
которому постановлено:
Исковые требования прокурора
Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.
Признать незаконным
бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Ф*** С*** А*** лекарственным
препаратом: ***, согласно выписанному рецепту за октябрь 2016 года в количестве
4 упаковок.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечить Ф*** С*** А*** лекарственным препаратом: *** за октябрь 2016 года в
объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечивать Ф*** С*** А*** лекарственными препаратами в соответствии с
выписанными лечащим врачом бесплатными рецептами.
В исковых
требованиях к акционерному обществу «УльяновскФармация» отказать.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетней Ф*** С.А.,
обратился с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области, акционерному обществу «УльяновскФармация»
(далее – АО «УльяновскФармация») о возложении обязанности по обеспечению
медицинскими изделиями. В обоснование указал, что в ходе проведенной проверки
установлено, что Ф*** С.А., *** года рождения, является ребенком-инвалидом,
наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» с
основным диагнозом «***», 01 июня 2015 года повторно признана инвалидом на срок
до 08 сентября 2026 года. 04 октября
2016 года лечащим врачом ей был выписан рецепт на получение медицинских изделий
- *** в количестве 4 упаковок. Однако медицинские изделия по указанному рецепту
Ф*** С.А. получены не были, что является незаконным и нарушает права
ребенка-инвалида. Просил признать незаконным бездействие Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, акционерного
общества «УльяновскФармация», выразившееся в необеспечении Ф*** С.А. медицинскими
изделиями: *** упаковок по рецепту, выписанному за октябрь 2016 года; обязать
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области бесплатно обеспечить Ф*** С.А. названными медицинскими изделиями в
количестве 4 упаковок согласно рецепту, выписанному за октябрь 2016 года; а
также обеспечивать Ф*** С.А. лекарственными препаратами в соответствии с
выписанными лечащим врачом бесплатными рецептами.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Не
соглашается с выводами суда о допущенном Министерством бездействии в части
обеспечения несовершеннолетней Фефиловой С.А. медицинскими изделиями – ***,
поскольку на 2016 год Министерством были заключены соответствующие
государственные контракты на закупку
названных изделий. Обслуживание рецепта от 04 октября 2016 года, у которого
истек срок годности, не представляется возможным. Полагает, что необеспечение Ф***
С.А. медицинскими изделиями возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не
исполнило свои обязательства по обеспечению наличия в аптечных учреждениях
медицинских изделий и их отпуск по выписанным льготным рецептам в рамках
заключенного с Министерством контракта. Приказом Минздравсоцразвития Российской
Федерации № 110 от 12 февраля 2007 года «О порядке назначения и выписывания
лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных
продуктов лечебного питания» не предусмотрена возможность выписки врачом
льготных рецептов с целью восстановления недостающего пациенту количества
лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с рекомендациями.
Соответственно, обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями
по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и
не может быть назначено по судебному решению.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса,
извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно
Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным
государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право
на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41
часть 1).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона
от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) государство признает
охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и
психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального
благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую
правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при
оказании медицинской помощи.
Медицинские организации, общественные
объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в
сфере охраны здоровья.
Пунктом
2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено,
что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме,
оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается
в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для
исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями,
а также на основе стандартов медицинской помощи.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, несовершеннолетняя Ф*** С.А., *** года
рождения, является ребенком-инвалидом, имеет диагноз «***».
01 июня 2015 года
инвалидность Ф*** С.А. установлена повторно на срок до 08 сентября 2026 года.
04 октября 2016 года
Ф*** С.А. в связи с имеющимся заболеванием был выписан рецепт на медицинские
изделия – *** в количестве 4 упаковки, однако данные медицинские изделия
законным представителем несовершеннолетней Ф*** С.А. получены не были по причине их отсутствия
в аптечной сети.
Удовлетворяя
заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению
Ф*** С.А. медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что
невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению
истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о
существенном нарушении прав ребенка-инвалида на бесплатную медицинскую помощь.
При этом суд
правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Ф*** С.А.
медицинскими изделиями бесплатно на период лечения лежит на Министерстве
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.
Судебная коллегия
соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических
обстоятельствах дела.
Согласно п. 9 ст. 6.1 Федерального закона от
17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на
получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
имеют дети-инвалиды.
В соответствии со ст. 6.2 названного
Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий,
указанных в статье 6.1
настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе
обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по
рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает
перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе
лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению
врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень
специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение
которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней.
Соответствующий перечень изделий медицинского
назначения и специализированных продуктов лечебного питания для
детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании
дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан,
имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержден
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 09 января 2007 года № 1.
В указанный Перечень включены ***.
Согласно Постановлению Правительства
Российской федерации от 30 июня 1994 года № 890 «О государственной поддержке
развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и
учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» дети-инвалиды в возрасте до 18 лет при амбулаторном лечении
получают все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации
бесплатно.
Довод жалобы о невозможности обеспечения медицинскими изделиями по
рецепту, срок действия которого истек, не может служить поводом к отказу в
предоставлении истцу необходимого количества медицинских изделий, поскольку
нуждаемость в них носит для Ф*** С.А. постоянный характер.
Утверждения
ответчика о том, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может
решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда
также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о
ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а
не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах и медицинских
изделиях.
Утверждения
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим
ответчиком, несостоятельны.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №
14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).
Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на
территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья,
социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной
политики и демографической политики Российской Федерации.
Министерство является правопреемником Министерства
здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и
социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в
пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).
Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления
здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает
в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства
Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний,
организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения
Ульяновской области;
разрабатывает, вносит на утверждение Правительства
Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории
Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного
медицинского страхования;
реализует мероприятия по обеспечению лекарственными
препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими
изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц,
относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения».
Из приведенных
правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской
области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на
обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных
групп населения, к числу которых относится Ф*** С.А.
В силу изложенного
решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 17 января 2017 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи