Судебный акт
Обеспечение медицинскими изделиями
Документ от 18.04.2017, опубликован на сайте 28.04.2017 под номером 65780, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Андреева Н.А.                                                   Дело № 33-1504/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             18 апреля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 января 2017 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области  в интересах Лемкаева С*** И*** удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области возместить Лемкаеву С*** И*** денежные средства в размере 1854 (одну тысячу восемьсот пятьдесят четыре) рубля 20 копеек, затраченные на приобретение лекарственного препарата ***.  

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Лемкаева С*** И***, *** г.р., медицинским препаратом *** по рецепту от 21.09.2016 года.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., мнение прокурора Колгановой Е.А., возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор города Димитровграда Ульяновской области  обратился в суд с иском в интересах Лемкаева С.И. к Министерству  здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области,  ФГБУЗ КБ  № 172 ФМБА России  о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств.

В обоснование иска указано, что прокуратурой города Димитровграда Ульяновской области выявлены нарушения закона о льготном лекарственном обеспечении, ущемляющие права Лемкаева С.И., страдающего ***.

21.09.2016  Лемкаеву С.И. лечащим врачом  выписан рецепт для получения  изделий медицинского назначения:  ***, 22.11.2016 также выписаны рецепты для получения вышеуказанных изделий медицинского назначения.

При обращении в аптечные пункты АО «УльяновскФармация» осуществляющие  льготный отпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения  на территории города Димитровграда, в выдаче медицинского препарата было отказано по причине отсутствия их в наличии. В связи с этим истец вынужден был приобретать *** 01.12.2016  за 927 руб. 10 коп. и 21.12.2016  за 927 руб. 10 коп., а всего на общую сумму  1854,20 руб. 

Просил суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области возместить Лемкаеву С.И. денежные средства в размере 1854,20 руб., затраченные на приобретение т***, а также обеспечить Лемкаева С.И. *** по рецепту от 21.09.2016.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение.

Указывает, что согласно сведениям Региональной информационной системы, Лемкаев С.И. обеспечивается изделиями медицинского назначения: ***, а также *** в соответствии с выданными рецептами.

Считает, что возможности обеспечения Лемкаева С.И.  изделием медицинского назначения *** по рецепту от 21.09.2016 не имеется, так как в настоящее время истек срок годности данного рецепта.

Также считает, что отсутствуют основания для возмещения денежных средств, связанных с приобретением Лемкаевым С.И.  *** на сумму 927 руб., так как данный лекарственный препарат был приобретен Лемкаевым С.И. в декабре 2016, в то время как рецепт на приобретение данного препарата был выписан лечащим врачом в сентябре.

Обращает внимание суда на то, что приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № 110 от 12 февраля 2007 года «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» не предусмотрена возможность выписки врачом льготных рецептов с целью восстановления недостающего пациенту количества лекарственных препаратов в соответствии с рекомендациями.

Полагает, что не обеспечение Лемкаева С.И. изделиями медицинского назначения  возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуск по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор города Димитровграда Ульяновской  области просит решение суда оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что Лемкаев С.И., *** года рождения,  состоит на диспансерном учете с диагнозом: ***.

21.09.2016 Лемкаеву С.И. лечащим врачом выписан рецепт (***) на получение медицинского изделия ***, количество единиц 0,4, а также ***.

22.11.2016 Лемкаеву С.И. лечащим врачом выписан рецепт (***)  на получение медицинского изделия ***.

Как следует  из выписки из системы РМИС  по рецепты от 21.09.2016  ***  на медицинские изделия: ***, выписанными врачом У*** М.А., не обслужены.

Также не обслужен и рецепт на получение *** от 22.11.2016 ***, выписанный Лемкаеву С.И. лечащим врачом У*** М.А.

В связи с отказом в бесплатном предоставлении медицинского изделия *** в количестве 100 штук Лемкаев С.И. вынужден был приобрести их за свой счет, затратив в общей сложности 1854 руб. 20 коп., что подтверждено товарными и кассовыми чеками.

Медицинское изделие - *** по рецепту от  21.09.2016 на дату рассмотрения дела судом  истцом не получено.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В Приложении №1 к этому постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категории заболеваний.

Так в Разделе «категории заболеваний» указан ***, а в графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» - все лекарственные средства, ***, средства диагностики.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. N 932, предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2014 года № 602-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2015год и на плановый период 2016 и 2017 годов» утвержден перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия  отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой со свободных цен.

Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим на территории Ульяновской области в государственной политике в сфере охраны здоровья, являлось Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области, которое реорганизовано на основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 13 февраля 2015 года № 67-п в Министерство здравоохранения Ульяновской области, а с  июня 2016 года – в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

 

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, в соответствии с которым к полномочиям Министерства отнесена реализация мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". (п.2.2.1)

Таким образом, обязанность по обеспечению истца  бесплатно на период лечения медицинским препаратом за счет средств областного бюджета, поступающих на выполнение государственных гарантий в виде субвенций, лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Поскольку приобретение   Лемкаевым С.И. *** в количестве 100 шт. по рецептам от 21.09.2016 и 22.11.2016  было вызвано тем, что  данные медицинские изделия в пункте реализации по бесплатным рецептам отсутствовали, вывод суда  о том, что истцу причинен ущерб в размере стоимости приобретенных медицинских изделий – 1854 руб. 20 коп., который подлежит возмещению ответчиком Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является правомерным.

Поскольку на момент принятия судом решения рецепт от 21.09.2016 на бесплатное обеспечение истца  медицинским изделием – ***  так и не был обслужен, суд обоснованно возложил на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить Лемкаева С.И. данным медицинским изделием в количестве, указанном в рецепте.

Доводы апелляционной жалобы  в части того, что  не обеспечение Лемкаева С.И. изделиями медицинского назначения  возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуск по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта, несостоятельны, поскольку не подтверждены документально.

Согласно сведениям АО «УльяновскФармация» в сентябре 2016 года на момент обращения Лемкаева С.И. в аптечную организацию, свои обязательства по государственным контрактам в части поставки и отпуска медицинских изделий льготным категориям  граждан регионального уровня, АО «УльяновскФармация» выполнило в полном объеме и дальнейший отпуск их свыше установленного контракта объема был невозможен. В октябре 2016 года обращений Лемкаева С.И. с льготными рецептами в аптечную организацию не было. В декабре Лемкаев С.И. по рецептам от 22.11.2016 года будет обеспечен *** (л.д.23).

Доводы апелляционной жалобы в части того, что судом неправильно применены нормы материального права не состоятельны. Так, признавая незаконным бездействие ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области по своевременному обеспечению истца медицинскими изделиями, суд обоснованно указал, что  выписываемые ему изделия медицинского назначения содержатся в Перечне лекарственных препаратов, специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия  отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой со свободных цен, утвержденном Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2014 года № 602-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2015год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Указание в апелляционной жалобе на то, что  истец в 2016 году обеспечивается   указанными медицинскими изделиями,  не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, поскольку не опровергает факт бездействия ответчика по своевременному обеспечению истца лекарственным препаратом в сентябре-ноябре  2016 года. 

Поскольку  необходимость обеспечения  инвалида медицинскими изделиями – *** носит постоянный характер, соответственно обеспечение иглами  по рецепту от 22.11.2016 в текущем году  не приведет  к тому, что истец будет им обеспечен свыше необходимого.

Истечение  срока годности рецепта от 22.11.2016, на что указывает представитель Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, не является основанием  для ограничения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, соответственно основанием к отмене судебного решения не является.    

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора города Димитровграда Ульяновской области, не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 января 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: