УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Андреева Н.А. Дело № 33-1504/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
18 апреля 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Герасимовой Е.Н.
с участием прокурора
Колгановой Е.А.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 января 2017
года, по которому постановлено:
Уточненные исковые
требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах Лемкаева С*** И*** удовлетворить.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возместить Лемкаеву С***
И*** денежные средства в размере 1854 (одну тысячу восемьсот пятьдесят четыре)
рубля 20 копеек, затраченные на приобретение лекарственного препарата ***.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Лемкаева С***
И***, *** г.р., медицинским препаратом *** по рецепту от 21.09.2016 года.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., мнение прокурора Колгановой Е.А., возражавшей против доводов
жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор города
Димитровграда Ульяновской области
обратился в суд с иском в интересах Лемкаева С.И. к Министерству здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области, ФГБУЗ КБ
№ 172 ФМБА России о признании
бездействия незаконным, взыскании денежных средств.
В обоснование иска
указано, что прокуратурой города Димитровграда Ульяновской области выявлены
нарушения закона о льготном лекарственном обеспечении, ущемляющие права
Лемкаева С.И., страдающего ***.
21.09.2016 Лемкаеву С.И. лечащим врачом выписан рецепт для получения изделий медицинского назначения: ***, 22.11.2016 также выписаны рецепты для
получения вышеуказанных изделий медицинского назначения.
При обращении в
аптечные пункты АО «УльяновскФармация» осуществляющие льготный отпуск лекарственных препаратов и
изделий медицинского назначения на
территории города Димитровграда, в выдаче медицинского препарата было отказано
по причине отсутствия их в наличии. В связи с этим истец вынужден был приобретать
*** 01.12.2016 за 927 руб. 10 коп. и
21.12.2016 за 927 руб. 10 коп., а всего
на общую сумму 1854,20 руб.
Просил суд обязать
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возместить Лемкаеву С.И.
денежные средства в размере 1854,20 руб., затраченные на приобретение т***, а
также обеспечить Лемкаева С.И. *** по рецепту от 21.09.2016.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять
новое решение.
Указывает, что согласно
сведениям Региональной информационной системы, Лемкаев С.И. обеспечивается
изделиями медицинского назначения: ***, а также *** в соответствии с выданными
рецептами.
Считает, что
возможности обеспечения Лемкаева С.И.
изделием медицинского назначения *** по рецепту от 21.09.2016 не
имеется, так как в настоящее время истек срок годности данного рецепта.
Также считает, что
отсутствуют основания для возмещения денежных средств, связанных с
приобретением Лемкаевым С.И. *** на
сумму 927 руб., так как данный лекарственный препарат был приобретен Лемкаевым
С.И. в декабре 2016, в то время как рецепт на приобретение данного препарата
был выписан лечащим врачом в сентябре.
Обращает внимание
суда на то, что приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № 110 от 12
февраля 2007 года «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств,
изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного
питания» не предусмотрена возможность выписки врачом льготных рецептов с целью
восстановления недостающего пациенту количества лекарственных препаратов в
соответствии с рекомендациями.
Полагает, что не
обеспечение Лемкаева С.И. изделиями медицинского назначения возникло по вине АО «УльяновскФармация»,
которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных
препаратов и их отпуск по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с
Министерством контракта.
В возражении на
апелляционную жалобу прокурор города Димитровграда Ульяновской области просит решение суда оставить без
изменений, а жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о месте и
времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
При разрешении
требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон,
которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела,
выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и
установленным обстоятельствам дела.
Из материалов дела
следует, что Лемкаев С.И., *** года рождения,
состоит на диспансерном учете с диагнозом: ***.
21.09.2016
Лемкаеву С.И. лечащим врачом выписан рецепт (***) на получение медицинского
изделия ***, количество единиц 0,4, а также ***.
22.11.2016
Лемкаеву С.И. лечащим врачом выписан рецепт (***) на получение медицинского изделия ***.
Как следует
из выписки из системы РМИС по
рецепты от 21.09.2016 *** на медицинские изделия: ***, выписанными
врачом У*** М.А., не обслужены.
Также не
обслужен и рецепт на получение *** от 22.11.2016 ***, выписанный Лемкаеву С.И.
лечащим врачом У*** М.А.
В связи
с отказом в бесплатном предоставлении медицинского изделия *** в количестве 100
штук Лемкаев С.И. вынужден был приобрести их за свой счет, затратив в общей
сложности 1854 руб. 20 коп., что подтверждено товарными и кассовыми чеками.
Медицинское
изделие - *** по рецепту от 21.09.2016
на дату рассмотрения дела судом истцом
не получено.
Согласно ч. 1 ст. 41
Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и
медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Исходя из данного
конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством
закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные
гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Это же отражено и в
ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации».
Перечень групп
населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития
медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В Приложении №1 к
этому постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым
гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категории
заболеваний.
Так в Разделе
«категории заболеваний» указан ***, а в графе «Перечень лекарственных средств и
изделий медицинского назначения» - все лекарственные средства, ***, средства
диагностики.
Программой государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый
период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18
октября 2013 г. N 932, предусмотрено, что органы государственной власти субъектов
Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают
территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016
годов, включая территориальные программы обязательного медицинского
страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской
Федерации об обязательном медицинском страховании.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 25.12.2014 года № 602-П «Об утверждении
территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2015год и на
плановый период 2016 и 2017 годов» утвержден перечень лекарственных препаратов,
специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых
населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний,
при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные
продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей
бесплатно и с перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых
лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и
медицинские изделия отпускаются по
рецептам врачей с 50% скидкой со свободных цен.
Исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области, участвующим на территории
Ульяновской области в государственной политике в сфере охраны здоровья,
являлось Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской
области, которое реорганизовано на основании распоряжения Правительства
Ульяновской области от 13 февраля 2015 года № 67-п в Министерство
здравоохранения Ульяновской области, а с
июня 2016 года – в Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено
Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области, в соответствии с которым к полномочиям Министерства отнесена
реализация мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями
бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к
группам населения, предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения". (п.2.2.1)
Таким образом, обязанность по
обеспечению истца бесплатно на
период лечения медицинским препаратом за счет средств областного бюджета, поступающих
на выполнение государственных гарантий в виде субвенций, лежит на Министерстве
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.
Поскольку
приобретение Лемкаевым С.И. *** в
количестве 100 шт. по рецептам от 21.09.2016 и 22.11.2016 было вызвано тем, что данные медицинские изделия в пункте
реализации по бесплатным рецептам отсутствовали, вывод суда о том, что истцу причинен ущерб в размере
стоимости приобретенных медицинских изделий – 1854 руб. 20 коп., который
подлежит возмещению ответчиком Министерством здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области является правомерным.
Поскольку
на момент принятия судом решения рецепт от 21.09.2016 на бесплатное обеспечение
истца медицинским изделием – *** так и не был обслужен, суд обоснованно
возложил на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области обязанность обеспечить Лемкаева С.И. данным медицинским
изделием в количестве, указанном в рецепте.
Доводы
апелляционной жалобы в части того,
что не обеспечение Лемкаева С.И.
изделиями медицинского назначения
возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои
обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуск по
выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта,
несостоятельны, поскольку не подтверждены документально.
Согласно сведениям
АО «УльяновскФармация» в сентябре 2016 года на момент обращения Лемкаева С.И. в
аптечную организацию, свои обязательства по государственным контрактам в части
поставки и отпуска медицинских изделий льготным категориям граждан регионального уровня, АО
«УльяновскФармация» выполнило в полном объеме и дальнейший отпуск их свыше
установленного контракта объема был невозможен. В октябре 2016 года обращений
Лемкаева С.И. с льготными рецептами в аптечную организацию не было. В декабре
Лемкаев С.И. по рецептам от 22.11.2016 года будет обеспечен *** (л.д.23).
Доводы апелляционной
жалобы в части того, что судом неправильно применены нормы материального права
не состоятельны. Так, признавая незаконным бездействие ответчика Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по своевременному
обеспечению истца медицинскими изделиями, суд обоснованно указал, что выписываемые ему изделия медицинского
назначения содержатся в Перечне лекарственных препаратов, специализированных
продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с
перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении
которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания
и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с перечнем
групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты,
специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой
со свободных цен, утвержденном Постановлением Правительства Ульяновской области
от 25.12.2014 года № 602-П «Об утверждении территориальной программы
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на
территории Ульяновской области на 2015год и на плановый период 2016 и 2017
годов».
Указание в апелляционной жалобе на то, что истец в 2016 году обеспечивается указанными медицинскими изделиями, не ставит под сомнение правильность принятого
судом решения, поскольку не опровергает факт бездействия ответчика по своевременному
обеспечению истца лекарственным препаратом в сентябре-ноябре 2016 года.
Поскольку необходимость
обеспечения инвалида медицинскими
изделиями – *** носит постоянный характер, соответственно обеспечение
иглами по рецепту от 22.11.2016 в
текущем году не приведет к тому, что истец будет им обеспечен свыше
необходимого.
Истечение срока годности рецепта
от 22.11.2016, на что указывает представитель Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области, не является
основанием для ограничения
государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, соответственно
основанием к отмене судебного решения не является.
В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции
ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая
оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно
определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований
прокурора города Димитровграда Ульяновской области, не установлено.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 24 января 2017 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: