УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Ибрагимова Е.А.
Дело № 33-427/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
07
февраля 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А.,
Казаковой М.В.
при секретаре Воронковой
И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от
17 ноября 2016 года, по которому постановлено:
Исковые требования
Абраниной С*** О*** удовлетворить.
Обязать Министерство
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обеспечить Абранину С*** О***, *** года рождения,
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на
территории муниципального образования «город Ульяновск».
В иске к
Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области отказать.
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., пояснения Абраниной С.О., ее представителя Родионовой О.В.,
возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Абранина С.О. обратилась
в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,
предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска
указала, что с *** она, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, была
поставлена на первичный учет в отделе опеки и попечительства. По решению суда
ее мать была ограничена в родительских правах, отец лишен родительских прав в
отношении нее, и над ней была установлена опека. С 26.12.2002 она воспитывалась
в о***, с 16.03.2004 по 31.05.2005 обучалась и проживала в К*** затем обучалась
в *** проживая в общежитии при училище. *** она вышла замуж, сменив фамилию на
Абранину, стала проживать в с. К***. В *** брак расторгнут. С 2014 года проживает
с двумя детьми и отцом второго ребенка в с. Степное Анненково Цильнинского
района Ульяновской области. С *** она зарегистрирована в муниципальном жилом
помещении общей площадью 37,21 кв.м по адресу: г. У***. В квартире также
зарегистрированы ее родители: Б*** Л.В. и Б*** О.Ю. Указанное жилое помещение
закреплено за ней на основании постановления Главы администрации Засвияжского
района № *** от *** Проживать в данном жилом помещении не представляется
возможным по следующим причинам. Ее мать Б*** Л.В. страдает *** и представляет
опасность для окружающих, в связи с чем периодически проходит стационарное
лечение. Она находится на стационарном лечении с 14.05.2015 в ***. После
окончания *** она неоднократно пыталась вселиться в квартиру, но каждый раз
испытывала неадекватную агрессию со стороны матери. Данное обстоятельство исключает
возможность ее вселения и проживания, тем более с малолетними детьми. С целью
обеспечения ее жилым помещением в 2016 году она обращалась в Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с
заявлением по установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом
жилом помещении, в связи с проживанием в нем больной матери. Решением ответчика
ей было отказано в установлении вышеуказанного факта, поскольку с заявлением о
признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения до достижения
23-летнего возраста она не обращалась. С данным отказом не согласна. На момент
достижения ею совершеннолетия ее мать продолжала страдать тяжелой формой
хронического заболевания, при которой проживание с ней в одной квартире невозможно.
Орган опеки и попечительства должен был ее самостоятельно поставить на учет.
Бездействие уполномоченного государственного органа, связанного с невключением
ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области, нарушило ее права.
Просила обязать
ответчика признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечить
отдельной жилой площадью по договору социального найма в установленном законом
порядке.
Определением суда от
19 октября 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области.
Рассмотрев данный
спор, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не
представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде
Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление
истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного
жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других
детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно
указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от
14.10.2014 №466-П, Абранина С.О. может обратиться в Министерство с заявлением о
назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения
в размере 3000 рублей с приложением соответствующих документов.
Представители
ответчиков, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела,
в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК
РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Судом первой
инстанции установлено, что Абранина С.О.(до брака Бабинцева), *** года
рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от *** мать истицы
Б*** Л.В. ограничена в родительских правах в отношении дочери Бабинцевой С.О.,
отец Б*** О.Ю. - лишен родительских прав.
Постановлением
администрации Засвияжского района г. Ульяновска от *** № *** Бабинцева С.О.
была определена в ***, за Бабинцевой С.О. была закреплена жилая площадь по
адресу: г. У***.
На основании
постановления Главы администрации Засвияжского района от *** № ***
несовершеннолетняя Б*** С.О. была помещена в государственное детское
учреждение.
В период с
26.12.2002 по 01.04.2004 Бабинцева С.О. находилась на полном государственном
обеспечении в *** с 16.03.2004 по 31.05.2005 – в *** затем обучалась в ***,
проживала в общежитии при училище.
С 30.06.1995 по
настоящее время истица зарегистрирована по адресу: г.У***, по данному адресу
также зарегистрированы ее мать Б*** Л.В. и отец Б*** О.Ю. Общая площадь
квартиры составляет 37,21 кв.м, жилая площадь - 14,02 кв.м.
*** Бабинцева С.О.
заключила брак с А*** А.А.
*** брак между
Абраниной С.О. и А*** А.А. прекращен.
Как установлено
судом *** Абранина С.О. обратилась в Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области с заявлением об установлении факта
невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г.У***
Решением комиссии по
установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом
жилом помещении Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области от *** Абраниной С.О. отказано в рассмотрении вопроса об
установлении указанного факта, поскольку в установленный законом срок с
заявлением о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения в
соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей».
Удовлетворяя
требования истицы в части обеспечения специализированным благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения на территории муниципального образования
«город Ульяновск», суд первой инстанции отказал истице в части требований о
признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, заявленных к Министерству
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. Таким
образом, в решении суда имеются противоречия, а именно резолютивная часть
решения противоречит выводам, изложенным в мотивировочной части решения, что в
силу ст.330 ГПК РФ является основанием для его отмены.
Кроме того, судебная
коллегия считает, что при разрешении данного спора судом неправильно применены
нормы материального права.
В соответствии с ч. 1 ст.52 Жилищного кодекса
РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам,
которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за
исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу ч. 1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые
помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся
в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких
граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи
случаев.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ
предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального
закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред.
Федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 28.11.2015 № 358-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц,
указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые
помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных
организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы
здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по
завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения
военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных
учреждениях.
Из содержания ст.1
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» следует, что положения данного закона
распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и
лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом,
граждане, имеющие право на льготное (внеочередное) предоставление жилья
согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» для реализации этого права до достижения
ими 23 лет должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в
установленном действующим жилищным законодательством порядке соответствующим
органом местного самоуправления, и приняты на учет в таком качестве.
Достижение лицом
23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в
жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для
лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное
предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает
соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Судом установлено,
что Абранина С.О. в установленный законом срок с заявлением о признании ее
нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения вне
очереди в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в администрацию
г.Ульяновска не обращалась. Данных о постановке ее на учет нуждающихся в
обеспечении жилым помещением до достижения 23-летнего возраста, в том числе на
основании заявления органа опеки, в материалах дела не имеется.
В суде первой и
апелляционной инстанции истица поясняла, что с заявлением о предоставлении
жилья она до 2016 года не обращалась, устно обращалась в органы опеки для
консультации по сбору документов, в 2016 году обратилась с заявлением об
установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении,
в удовлетворении заявления ей отказали.
Принимая решение
об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из факта
постановки Бабинцевой С.О. на первичный учет с *** при выявлении и определении
в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на
территории Ульяновской области до установления ее статуса и до принятия решения
о закреплении за ней жилой площади, занимаемой по договору социального найма.
Данные выводы суда
первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права,
что в силу ч.2 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ является
основанием для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с
абз. 2 ч. 2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
а также с учетом разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 24 Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении
судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих
производство в суде апелляционной инстанции», судебная коллегия считает
необходимым в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в
полном объеме, не связывая себя доводами апелляционной жалобы, в связи с
неправильным применением судом норм материального права.
При этом, судебная
коллегия учитывает характер спорных правоотношений, связанных с обеспечением
жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
государственного жилищного фонда, наличием списка детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда, в который
включены более 1200 человек, обладающих правом на предоставление жилых
помещений специализированного государственного жилищного фонда.
Проанализировав
нормы федерального законодательства, судебная коллегия считает, что учет
детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органами
опеки и попечительства, по месту выявления и первичного устройства ребенка до
18 лет и впоследствии не исключается возможность лиц из числа детей-сирот в
совершеннолетнем возрасте до 23 лет самостоятельно осуществлять свои права в органах
местного самоуправления.
Таким образом,
законодатель ограничил право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями специализированного
государственного жилищного фонда пресекательным сроком - необходимостью
обращения в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет
нуждающихся в жилых помещениях, постановки на такой учет до достижения 23 лет
лица, относящегося к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не вставшим (поставленным) на
учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является
основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого
помещения специализированного государственного жилищного фонда.
Абранина С.О. не
воспользовалась до 23 лет своим правом на постановку на учет в качестве
нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного
государственного жилищного фонда, в удовлетворении заявленных исковых
требований следует отказать, поскольку истица утратила статус лица из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и право на
предоставление жилья согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №
159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей».
При таких
обстоятельствах в соответствии со ст.330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене.
Судебная коллегия
находит возможным, отменяя судебное постановление, принять новое решение,
которым в удовлетворении исковых требований Абраниной С.О. к Министерству
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области, Министерству здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных
условий, обеспечении специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения отказать.
Руководствуясь
ст.ст. 327.1, 330, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 17 ноября 2016 года отменить.
Принять новое
решение.
В удовлетворении
исковых требований Абраниной С*** О*** к Министерству промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обеспечении
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения
отказать.
Председательствующий
Судьи: