Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предосьавлении жилья
Документ от 07.02.2017, опубликован на сайте 22.02.2017 под номером 64665, 2-я гражданская, о признании нуждающихся в жилом помещении, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Ибрагимова Е.А.                                                                    Дело № 33-427/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              07 февраля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 ноября 2016 года, по которому постановлено:

Исковые требования Абраниной С*** О*** удовлетворить.

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Абранину С*** О***, *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

В иске к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Абраниной С.О., ее представителя Родионовой О.В., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Абранина С.О. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения.

В обоснование иска указала, что с *** она, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, была поставлена на первичный учет в отделе опеки и попечительства. По решению суда ее мать была ограничена в родительских правах, отец лишен родительских прав в отношении нее, и над ней была установлена опека. С 26.12.2002 она воспитывалась в о***, с 16.03.2004 по 31.05.2005 обучалась и проживала в К*** затем обучалась в *** проживая в общежитии при училище. *** она вышла замуж, сменив фамилию на Абранину, стала проживать в с. К***. В *** брак расторгнут. С 2014 года проживает с двумя детьми и отцом второго ребенка в с. Степное Анненково Цильнинского района Ульяновской области. С *** она зарегистрирована в муниципальном жилом помещении общей площадью 37,21 кв.м по адресу: г. У***. В квартире также зарегистрированы ее родители: Б*** Л.В. и Б*** О.Ю. Указанное жилое помещение закреплено за ней на основании постановления Главы администрации Засвияжского района № *** от *** Проживать в данном жилом помещении не представляется возможным по следующим причинам. Ее мать Б*** Л.В. страдает *** и представляет опасность для окружающих, в связи с чем периодически проходит стационарное лечение. Она находится на стационарном лечении с 14.05.2015 в ***. После окончания *** она неоднократно пыталась вселиться в квартиру, но каждый раз испытывала неадекватную агрессию со стороны матери. Данное обстоятельство исключает возможность ее вселения и проживания, тем более с малолетними детьми. С целью обеспечения ее жилым помещением в 2016 году она обращалась в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением по установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, в связи с проживанием в нем больной матери. Решением ответчика ей было отказано в установлении вышеуказанного факта, поскольку с заявлением о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения до достижения 23-летнего возраста она не обращалась. С данным отказом не согласна. На момент достижения ею совершеннолетия ее мать продолжала страдать тяжелой формой хронического заболевания, при которой проживание с ней в одной квартире невозможно. Орган опеки и попечительства должен был ее самостоятельно поставить на учет. Бездействие уполномоченного государственного органа, связанного с невключением ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, нарушило ее права.

Просила обязать ответчика признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечить отдельной жилой площадью по договору социального найма в установленном законом порядке.

Определением суда от 19 октября 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 №466-П, Абранина С.О. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 3000 рублей с приложением соответствующих документов.

Представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что Абранина С.О.(до брака Бабинцева), *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от *** мать истицы Б*** Л.В. ограничена в родительских правах в отношении дочери Бабинцевой С.О., отец Б*** О.Ю. - лишен родительских прав.

Постановлением администрации Засвияжского района г. Ульяновска от *** № *** Бабинцева С.О. была определена в ***, за Бабинцевой С.О. была закреплена жилая площадь по адресу: г. У***.

На основании постановления Главы администрации Засвияжского района от *** № *** несовершеннолетняя Б*** С.О. была помещена в государственное детское учреждение.

В период с 26.12.2002 по 01.04.2004 Бабинцева С.О. находилась на полном государственном обеспечении в *** с 16.03.2004 по 31.05.2005 – в *** затем обучалась в ***, проживала в общежитии при училище.

С 30.06.1995 по настоящее время истица зарегистрирована по адресу: г.У***, по данному адресу также зарегистрированы ее мать Б*** Л.В. и отец Б*** О.Ю. Общая площадь квартиры составляет 37,21 кв.м, жилая площадь - 14,02 кв.м.

*** Бабинцева С.О. заключила брак с А*** А.А.

*** брак между Абраниной С.О. и А*** А.А. прекращен.

Как установлено судом *** Абранина С.О. обратилась в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г.У***

Решением комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от *** Абраниной С.О. отказано в рассмотрении вопроса об установлении указанного факта, поскольку в установленный законом срок с заявлением о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Удовлетворяя требования истицы в части обеспечения специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск», суд первой инстанции отказал истице в части требований о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, заявленных к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. Таким образом, в решении суда имеются противоречия, а именно резолютивная часть решения противоречит выводам, изложенным в мотивировочной части решения, что в силу ст.330 ГПК РФ является основанием для его отмены.

Кроме того, судебная коллегия считает, что при разрешении данного спора судом неправильно применены нормы материального права.

В соответствии с ч. 1 ст.52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу ч. 1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 28.11.2015 № 358-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Из содержания ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что положения данного закона распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, граждане, имеющие право на льготное (внеочередное) предоставление жилья согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для реализации этого права до достижения ими 23 лет должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном действующим жилищным законодательством порядке соответствующим органом местного самоуправления, и приняты на учет в таком качестве.

Достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Судом установлено, что Абранина С.О. в установленный законом срок с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения вне очереди в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в администрацию г.Ульяновска не обращалась. Данных о постановке ее на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением до достижения 23-летнего возраста, в том числе на основании заявления органа опеки, в материалах дела не имеется.

В суде первой и апелляционной инстанции истица поясняла, что с заявлением о предоставлении жилья она до 2016 года не обращалась, устно обращалась в органы опеки для консультации по сбору документов, в 2016 году обратилась с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, в удовлетворении заявления ей отказали.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из факта постановки Бабинцевой С.О. на первичный учет с *** при выявлении и определении в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области до установления ее статуса и до принятия решения о закреплении за ней жилой площади, занимаемой по договору социального найма.

Данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу ч.2 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены или изменения решения суда.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебная коллегия считает необходимым в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, не связывая себя доводами апелляционной жалобы, в связи с неправильным применением судом норм материального права.

При этом, судебная коллегия учитывает характер спорных правоотношений, связанных с обеспечением жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, наличием списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, в который включены более 1200 человек, обладающих правом на предоставление жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда.

Проанализировав нормы федерального законодательства, судебная коллегия считает, что учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органами опеки и попечительства, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет и впоследствии не исключается возможность лиц из числа детей-сирот в совершеннолетнем возрасте до 23 лет самостоятельно осуществлять свои права в органах местного самоуправления.

Таким образом, законодатель ограничил право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда пресекательным сроком - необходимостью обращения в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, постановки на такой учет до достижения 23 лет лица, относящегося к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда.

Абранина С.О. не воспользовалась до 23 лет своим правом на постановку на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда, в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать, поскольку истица утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и право на предоставление жилья согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах в соответствии со ст.330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене.

Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Абраниной С.О. к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обеспечении специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отказать.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 330, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 ноября 2016 года отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований Абраниной С*** О*** к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обеспечении специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: