Судебный акт
Ликвидация несанкционированной свалки
Документ от 14.02.2017, опубликован на сайте 16.02.2017 под номером 64590, 2-я гражданская, об обязании устранить нарушения путем очистки несанкционированной свалки по ул Старосвияжский пригород, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Богомолов С.В.                                                              Дело № 33а-756/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                              14 февраля 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 ноября 2016 года, по которому постановлено:

 

Административный иск Прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную с западной стороны старого городского кладбища по ул. Старосвияжский пригород в г. Ульяновске.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Колгановой Е.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Ульяновска о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что на территории участка по ул. Старосвияжский пригород в Ленинском районе г.Ульяновска площадью 200 кв.м расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Никаких мер по очистке загрязненной территории администрацией г.Ульяновска не предпринимается. Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в муниципальной собственности. Расположение несанкционированной свалки на территории города нарушает права жителей города на благоприятную окружающую среду. Эксплуатация свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.  

В связи с этим прокурор Ленинского района г.Ульяновска просил возложить на администрацию города Ульяновска обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную с западной стороны старого городского кладбища по ул. Старосвияжский пригород в г. Ульяновске.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление по охране окружающей среды Администрации города Ульяновска, Управление по благоустройству Администрации города Ульяновска.

Рассмотрев исковые требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить принятое судом решение как незаконное.  Ссылаясь на ч.3 ст.8, ч.1 ст.3, ч.2, 3 ст.13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ст.38 Устава МО «город Ульяновск» утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 года № 119,  указывает на то, что в соответствии положениями действующего законодательства на органах местного самоуправления лежит обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых отходов. В данном случае вины администрации г.Ульяновска в образовании несанкционированной свалки нет, поскольку она образована неустановленными лицами. Лицо, виновное в образовании данной свалки, не установлено. Установить лиц, несанкционированно разместивших отходы и допустивших указанные в иске нарушения, силами администрации города Ульяновска не представляется возможным ввиду отсутствия у нее полномочий на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Вместе с тем обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена именно на лиц, разместивших отходы и мусор в несанкционированных местах.

Суд возложил на администрацию г.Ульяновска функции хозяйствующего субъекта – совершить действия по ликвидации свалки. Однако администрация г.Ульяновска не является хозяйствующим субъектом. В соответствии с действующим законодательством на органе местного самоуправления лежит обязанность по организации деятельности по обращению с отходами.

В судебное заседание не явились представители администрации г.Ульяновска,  Управления по охране окружающей среду администрации г.Ульяновска, Управление по благоустройству администрации г.Ульяновска. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (часть 3 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокурорской проверки с привлечением специалистов Управления по благоустройству администрации г.Ульяновска на территории участка по ул. Старосвияжский пригород в Ленинском районе г.Ульяновска территория площадью 200 кв.м захламлена твердыми бытовыми отходами, строительным мусором и обрезками сучьев (ветвей) деревьев. Данный факт подтверждается актом обследования территории от 11 октября 2016 года, фотоматериалами.

Удовлетворяя требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, районный суд исходил из того, что бездействие администрации г.Ульяновска по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований, возложив на администрацию г.Ульяновска обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд возложил на администрацию г.Ульяновска функции хозяйствующего субъекта, хотя администрация г.Ульяновска таковым не является,  на администрации г.Ульяновска лежит обязанность лишь по организации деятельности по обращению с отходами, основанием для отмены решения суда не являются.

Исходя из приведенных выше положений законодательства, обязанность участия в организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования. При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Однако в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет именно данный орган местного самоуправления.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.Ульяновска - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: